«Пауль Клее. Ни дня без линии» в Пушкинском музее
Сегодня в ГМИИ имени А. С. Пушкина открывается выставка Пауля Клее из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии. В экспозиции — более 150 произведений
ГМИИ им. А. С. Пушкина
16 декабря 2014 — 1 марта 2015
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.
Москва, ул. Волхонка, 14
Сегодня ГМИИ им. А. С. Пушкина впервые в России представляет монографическую выставку, посвященную жизни и творчеству Пауля Клее (1879–1940). В экспозиции, приуроченной к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, показано более 150 произведений из коллекции Центра Пауля Клее в Берне, Фонда Бейелера в Базеле и других собраний Швейцарии. Зрители могут увидеть произведения живописи и графики, созданные мастером в разные периоды творчества, а также уникальные артефакты, среди которых композиции-гербарии, инструменты и фотографии из мастерских Пауля Клее, куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.
Выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии», представленная в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, построена по хронологическому принципу и состоит из семи разделов, каждый из которых посвящен знаковым периодам в жизни и творчестве Пауля Клее. Это дает возможность детально проследить эволюцию мастера. Теоретик искусства и художник, Пауль Клее создал собственный мир, искусство, которое «не передает только видимое, а делает зримым тайно постигнутое». Пауль Клее работал одновременно в фигуративном и абстрактном искусстве, руководствуясь интуицией и подчиняясь особому самоконтролю. Своему девизу Nulla dies sine linea («Ни дня без линии») он оставался верен всю жизнь.
Открывает экспозицию зал «Натуралистические штудии», посвященный первым художественным опытам Пауля Клее. Здесь показаны его детские рисунки и юношеские работы, среди которых копии картин швейцарских художников, зарисовки, шаржи, а также изображения обнаженной натуры и пейзажные рисунки, сделанные художником во время учебы в мастерской Генриха Книрра. В темно-зеленых и коричневых тонах графических листов воплощена динамичная манера Клее — рисовальщика, напоминающая «натурализм» школы Дахау и пленэрную манеру Адольфа Хельцеля.
Во втором разделе выставки, «Самоидентификация и самовыражение», представлены произведения, созданные в период поиска собственного стиля. С 1903 по 1905 год художнику удалось написать «первое настоящее произведение» — серию гравюр, названную «Инвенции» («Inventionen»), в которой отразились скептический взгляд Клее на окружающий мир и его презрение к обывательским условностям. В этой серии выделяются три темы: инстинкт в отношениях мужчины и женщины («Сеющая плевелы» или «Женщина и зверь»), нелепость героических мечтаний («Пожилой Феникс»), размышления о роли художника. Последняя тема воплощена в офорте «Персей», а также в трех вариациях офорта «Комик». Как писал художник, «о комике можно сказать, что маска — как искусство, а за ней прячется человек. Линии маски — это пути к анализу художественного произведения. Двухголосие мира искусства и человека органично, как инвенции Себастьяна [Баха]».
Следующий раздел экспозиции, «Путь к абстракции», знакомит зрителя с поисками Пауля Клее в области абстрактной живописи. Существенное влияние на творчество Клее в этот период оказал новый круг общения. Он познакомился с художниками группы «Синий всадник», в том числе с Василием Кандинским и Францем Марком, а также принял участие во второй выставке этого объединения в галерее Гольца. Во время своего двухнедельного пребывания в Париже он встретился с Робером Делоне. Знакомство с его системой симультанного цветового контраста, а также с новым способом изображения тела и пространства у кубистов повлияли на поиски собственного стиля художника.
Особое значение для становления абстрактного искусства имело путешествие художника в Тунис. Эту поездку Пауль Клее совершил совместно со школьным другом Луи Муайе и художником Августом Маке в апреле 1914 года. В своих акварелях — «Среди домов Сен-Жермена» (1914), «Перед Кайруанскими воротами» (1914) — художник сосредоточился на пейзажных и архитектурных мотивах. «Цвет овладел мной. Мне не нужно гнаться за ним. Он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник».
В это же время были созданы работы «Вид Кайруана» (1914), «У ворот Кайруана» (1914), «В стиле Кайруана» (1914), имеющие для творчества Клее определяющее значение.
Активно экспериментируя в абстракции, Клее продолжал работать и в фигуративном искусстве. В 1910-х годах он начал вводить в свои работы буквы и символические знаки. При этом художник меньше думал об их семантике, нежели о художественно-композиционной значимости. Буквы и текст составляли структурную основу его произведений. Отправной точкой для создания графических работ 1916 года стал томик китайских стихов. Серия «С орлом» (1918) свидетельствовала о том, что столь желанный прорыв в творчестве Клее свершился. Он стал одним из самых востребованных художников и получил предложение сделать первую персональную выставку.
Новому этапу в жизни Пауля Клее посвящен четвертый раздел, «Преподавание в Баухаузе». Главной целью этой школы были преодоление разрыва между преподаванием художественных дисциплин и практической деятельностью, а также проектирование предметов и интерьеров нового типа для будущего общества, более гуманного и справедливого.
Пауль Клее преподавал в Баухаузе теорию формы десять лет, с 1921 по 1931 год. За это время художником было создано около 3 900 рукописных листов.
В Баухаузе в Дессау, куда школа переехала в 1925 году из Веймара, преподавательская деятельность Клее была связана с анализом рациональной геометрии и конструкции. Интерес к конструктивизму отразился и в его творчестве. В 1931 году Клее создал серию рисунков с вариациями геометрических форм. Каждую модель художник изменял до пятнадцати раз.
Спустя год после ухода из Баухауза, Клее принял предложение Художественной академии Дюссельдорфа, где в его распоряжение было предоставлено большое ателье, позволившее ему работать над крупноформатными произведениями. Здесь Клее начал экспериментировать с новым для себя направлением — пуантилизмом. Об этом рассказывает следующий раздел выставки — «Поэтика пуантилизма и запечатленная реальность». В отличие от поздних импрессионистов Жоржа Сёра или Поля Синьяка пуантилистские опыты Клее не сводились к передаче основных тонов цветового спектра, но воплощали его поиски в области контраста дополнительных цветовых оттенков. Техника пуантилизма позволила мастеру передать последовательно несколько оттенков цвета в живописи, обогатила его искусство новыми средствами выражения.
Одним из примеров использования техники пуантилизма является работа «Ad Parnassum» (1932), представленная на выставке. Для того чтобы добиться полноценного звучания цветовой палитры, Клее сначала пастозно писал белую точку, а потом закрывал ее полупрозрачными слоями краски. В этой технике, например в картине «Сквозь окно» («Durch ein Fenster»), Клее продемонстрировал «полифоничность живописи».
В начале 1933 года, с приходом к власти Адольфа Гитлера и национал-социалистической рабочей партии, положение Клее изменилось. Его уволили из Академии из-за еврейского происхождения, и он был вынужден эмигрировать в Швейцарию. Клее старался дистанцироваться от политических реалий, однако выразил свою реакцию на происходившее в цикле из 250 рисунков, часть из которых представлена в экспозиции.
Экспозиция двух последних залов — раздел «Глазами ребенка» — посвящена позднему творчеству Пауля Клее. В конце 1935 года Клее заболел редким аутоиммунным заболеванием. Болезнь сильно ограничивала работоспособность художника. В 1936 году Клее почти остановил свою творческую деятельность, однако в каталоге за 1939 год значится свыше 1250 произведений. В письме своему сыну Феликсу он прокомментировал столь небывалую продуктивность: «Производительность наращивает темпы, я не поспеваю за этими детьми. Они вырываются на свободу…»
В последние годы Пауль Клее работал безостановочно, на свет появлялись целые серии. Теперь он часто писал клеевыми красками, что давало возможность работать быстро и спонтанно. Эти работы своей непосредственностью и простотой напоминают детские рисунки. В содержательном плане проявляется особая, «детская», изобретательность, выражающаяся в игровых гротесках, как, например, в работе «Слепые и колесо».
Не случайно именно в этой части экспозиции представлены куклы, сделанные Паулем Клее. Театральные персонажи завораживали художника. Он начал их мастерить еще в период с 1915 по 1925 год для своего сына Феликса. Некоторые напоминали традиционных народных героев, другие были плодом фантазии художника. В позднем творчестве Клее мотив марионетки служил метафорой физического увядания. В образах акробатов и канатоходцев Клее проводил параллель с жизнью художника. Мастера привлекала их отвага и надежда на успех, таящая в то же время опасность падения. Ключевой работой в этом цикле стал «Канатоходец», персонаж которой балансирует в воздухе.
Еще одна характерная черта позднего стиля Клее — символические знаки, написанные толстыми штрихами, как в картине «Ваза». В таких работах, как «Ангел», «Фантом» или «Детальная страсть», художник проявляет интерес к потустороннему миру. Картины Клее «Insula dulcamara» (1938) и «Смерть и огонь» (1940) связаны с предчувствием приближающейся смерти.
Nulla dies sine linea (Ни дня без линии) — таков был девиз этого выдающегося художника, обозначенный в его каталоге под номером 365 в 1938 году. Показательно, что Пауль Клее выбрал число, соответствующее количеству дней в году, а работа под этим номером называлась «Одержимый».
Отечественные зрители впервые увидели работы Пауля Клее в 1924 году на выставке «Первая всеобщая Германская художественная выставка» в Государственном историческом музее. После ее завершения две работы мастера — «Куколка» (1923) и «Маски на лугу» (1923) — были приобретены Государственным музеем нового западного искусства. В 1948 году они были переданы в собрание ГМИИ им. А. С. Пушкина. Еще одна работа Пауля Клее — «Комета над Парижем» была приобретена ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1979 году из частного собрания. Эти три произведения также представлены на выставке.
Участники: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Центр Пауля Клее (Берн, Швейцария), Фонд Бейелера (Базель, Швейцария), Художественный музей Цюриха, Художественный музей Берна, частные собрания.
Источник: artsmuseum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141216_klee.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141216_klee.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.