«Перформанс в России: картография истории»
ARTinvestment.RU   22 октября 2014

В ЦСИ «Гараж» проходит выставка, посвященная истории российского перформанса с эпохи авангарда до сегодняшнего дня

ЦСИ «Гараж», 17 октября — 5 декабря 2014
ПКиО им. Горького

В Центре современного искусства «Гараж» проходит выставка «Перформанс в России: картография истории», посвященная истории российского перформанса с эпохи авангарда до сегодняшнего дня. Кураторы: Юлия Аксенова (куратор Музея «Гараж») и Саша Обухова (руководитель научного отдела Музея «Гараж»).

Выставка в «Гараже» — первое крупное исследование столетней истории и уникальных традиций перформанса в России, от ранних футуристических экспериментов до радикальных акций современности. Проект подчеркивает важную роль российского перформанса в развитии мировой культуры.

Экспозиция построена по хронологическому принципу, где один исторический период следует за другим. У каждого десятилетия, у каждой эпохи — своя особенность, представленная в пространстве Музея уникальным архитектурным дизайном. Формат выставки и ее представление зрителю предполагают использование новых технологий и создание такого пространства внутри экспозиции, чтобы каждый зритель мог стать участником и автором собственного перформанса в процессе выбора тематического маршрута по выставке. Наряду с главным маршрутом, кураторы проекта предложат несколько альтернативных сценариев изучения экспозиции при помощи современных мультимедийных технологий. Каждое произведение маркируется определенными #тегами, которые указывают на связь работы с одной из ключевых тем выставки: «Лозунг», «Костюм», «Пейзаж», «Интерактивный объект» и другие. С помощью #тегов зрители смогут путешествовать по выставке тем маршрутом, который они выберут себе в бесплатном приложении.

В рамках выставки «Перформанс в России: картография истории» будут показаны специально созданные реконструкции исторически важных работ. Художник Стас Шурипа представит свою мультипликационную версию футуристической оперы Михаила Матюшина, Алексея Кручёных и Казимира Малевича «Победа над солнцем» (1913). Посетители смогут увидеть реконструкцию знаменитой сценографической установки Любови Поповой для спектакля «Великодушный рогоносец», а также воссозданные по эскизам Варвары Степановой костюмы из спектакля «Смерть Тарелкина» (1922).

В качестве отдельного события композитор Сергей Хисматов впервые в Москве представит свою интерпретацию уникального музыкального произведения Арсения Авраамова «Симфония гудков» (1922), состоящего из слияния пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолетов и других «машинных» звуков города. В рамках выставки в Образовательном центре Музея «Гараж» будет показана видеопрограмма «Созерцание времени», на которую организаторы выставки призывают публику обратить особое внимание. В произведениях, включенных в эту программу, равно важны и сам перформанс, и его документация.

Выставка «Перформанс в России: картография истории» готовилась специалистами Музея «Гараж» с 2011 года. На сайте Музея запущена специальная платформа — бесплатный информационный ресурс с фото- и видеоматериалами, посвященный исследованию этого жанра в отечественном искусстве.

Помимо мультимедийного приложения, к выставке выпущен каталог, включающий в себя вводные тексты кураторов к проекту в целом и к 12 тематическим маршрутам, а также полный перечень всех произведений, вошедших в экспозицию. Около 200 представленных на выставке перформансов будут снабжены техническими описаниями, иллюстративными материалами, а также комментариями авторов, зрителей и искусствоведов. Ставший результатом изучения внушительного корпуса источников, этот свод мемуарных и критических текстов, собранный в одном издании, позволяет рассматривать каталог не только как обстоятельный отчет о выставочном проекте, но и как первую попытку составить летопись перформативного искусства в России за 100 лет его существования.

Хронология истории перформанса в России

Экспозицию в Музее «Гараж» открывают художественные опыты русского авангарда 1910–20-х годов. В этот раздел включены работы, так или иначе выходящие за пределы привычных практик изобразительного искусства: акции и спектакли футуристов, включая знаменитую оперу «Победа над солнцем», смелые театральные постановки Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна, музыкальные эксперименты Арсения Авраамова, политический театр «Синяя блуза» и революционные формы массовых действий.

После длительной паузы в несколько десятков лет жанр перформанса возвращается в русское искусство в 1970-е в творчестве художников московского концептуализма: группы «Коллективные действия», группы «Гнездо» (Геннадий Донской, Михаил Рошаль, Виктор Скерсис), Риммы и Валерия Герловиных, Виталия Комара и Александра Меламида, Дмитрия Пригова и других. Продолжая развиваться в 1980-х, перформанс по-прежнему остается адресованным узкому кругу людей, посвященных в проблематику и смысл происходящего в закрытых зонах — в квартирах и мастерских — либо на независимых территориях полей и городских парков. Основными фигурами этого времени являются группы «Мухомор», ТОТАРТ, «СЗ» и другие.

В эпоху перестройки, в середине 1980-х ситуация кардинально меняется. Благодаря социально-политическим переменам в стране художники получают шанс сменить формат своих работ, обретя и бо́льшую аудиторию, и новые технические возможности. Период «новой волны» включает в себя имена таких художников, как Владислав Мамышев-Монро, Сергей Курёхин и группа «Популярная механика», группы «Среднерусская возвышенность», «Чемпионы мира» и «Новые художники».

1990-е годы стали периодом расцвета московского акционизма — движения нового поколения, которое характеризует «прямое действие» и поиск новых, часто конфликтных форм взаимоотношений с публичным пространством. Основным местом проведения акций становятся площади и улицы города, а главными действующими лицами — Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Олег Кулик и Авдей Тер-Оганьян.

На контрасте с последним десятилетием XX века начало 2000-х — это время аполитичных коллективных выступлений, направленных прежде всего на совместное переживание свободного течения жизни и неожиданное вторжение на ее территорию. Перформанс становится привычной формой современного искусства, а попытки русских художников сблизиться с актуальной международной практикой перформанса все более очевидны. Герои 2000-х — общество «Радек», группы Escape и «Лето», Елизавета Морозова, Елена Ковылина, Андрей Кузькин и другие.

В начале следующего десятилетия вместе с общей волной социально-политического протеста актуализируется движение так называемого артивизма, представители которого применяют тактику перформанса в открытом противостоянии с властью. Среди многочисленных объединений в искусстве протеста наиболее известными являются группы «Война» и Pussy Riot.

Источник: garageccc.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141022_performance.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141022_performance.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх