1940–2007
Перформансист, график, теоретик искусства, поэт, прозаик, драматург, эссеист, инсталлятор, коллажист, скульптор, участник музыкальных, театральных и кинопроектов
Родился в Москве. Отец будущего поэта и художника был инженером, мама — пианисткой. Окончив школу, два года работал на заводе слесарем. В 1959 поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) на отделение скульптуры. Закончил обучение в 1966.
С 1966 по 1974 работал в Архитектурном управлении Москвы, зарабатывал на жизнь малой скульптурной формой, в основном детской. Десять лет возглавлял студенческий театр МГУ.
В конце 1960-х — начале 1970-х идейно сблизился с художниками московского андеграунда. С 1972 — свободный художник. С 1975 — член Союза художников СССР (однако в СССР не было организовано ни одной персональной выставки). Примерно в это же время активно участвовал в изобразительных и литературных андеграундных акциях. С 1989 — участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА). С 1999 вместе с сыном Андреем и его женой Наталией Мали создал группу Prigov Family Group, занимавшуюся видеопроектами, инсталляциями, перформансами и пр.
Впервые участвовал в выставке в СССР в 1987: работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). Первая персональная выставка состоялась в 1988 в Struve Gallery (Чикаго).
Создал множество графических работ, инсталляций, коллажей, организовал и провел ряд перформансов.
Стихи начал писать в 1956. В 1970-х — первой половине 1980-х его произведения публиковались за рубежом в эмигрантских журналах: «Каталог», «Беркли Фикшн Ревью» (США); «А—Я», «Ковчег», «Эхо» (Франция); «Шрайбнефт», «Культурпаласт» (Германия); «Новостройка» (Великобритания), а также в отечественных неподцензурных изданиях.
В 1986 для распространения собственной поэзии в обход цензуры и самиздата Пригов раздавал свои издания прохожим, за что был направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику, но вскоре освобожден благодаря протестам ведущих деятелей культуры как внутри страны (в том числе Беллы Ахмадулиной), так и за рубежом.
Публиковать свои литературные произведения на родине начал только в 1989, с началом перестройки. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др. В 1990 вступил в Союз писателей СССР, с 1992 член Русского ПЕН-центра. Был членом редколлегии альманаха «Вестник новой литературы», членом Союза российских писателей (сентябрь 1991). Издал более десятка стихотворных сборников (общее количество стихотворных работ Пригова превышает 35 тысяч), романы «Живите в Москве. Рукопись на правах романа» (2000), «Только моя Япония» (2001), книгу-интервью «Говорит Д. А. Пригов» (2001); опубликовал радиопьесу «Революция» (1990); пьесы для театра «Черный пес» (1990), «Место Бога» (1995); писал статьи на темы литературы и изобразительного искусства.
Лауреат Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера (Гамбург, 1993) и премии им. Б. Пастернака (2002).
Участвовал в различных музыкальных (пародийная рок-группа «Среднерусская возвышенность», рок-группа «НТО Рецепт» и др.) и театральных проектах. Снимался в кино: «Такси-блюз» (1991), «Хрусталев, машину!» (1998), «Шоссе Энтузиастов» (2002). С 1999 много работал в жюри различных фестивалей.
В 2008 прошла посмертная персональная выставка «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!» в Московском музее современного искусства.
Пригов был одним из основателей и идеологов русского концептуального искусства, или московского романтического концептуализма (как в литературе, так и в изобразительном искусстве). Он постоянно экспериментировал со стилями, жанрами, отдельными художественными и техническими приемами, не ограничивая себя рамками отдельных направлений.
Произведения Пригова находятся в ряде отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций, в том числе в Московском музее современного искусства.
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе