«Острова Юрия Соболева» в ММСИ
ARTinvestment.RU   21 октября 2014

В Московском музее современного искусства проходит ретроспектива Юрия Соболева (Нолева-Соболева, 1928–2002)

Московский музей современного искусства,
17 сентября — 9 ноября 2014
Москва, Ермолаевский пер., 17

В Московском музее современного искусства проходит выставка «Острова Юрия Соболева», продолжающая серию выставок, посвященных истории российского современного искусства второй половины ХХ века. В музейной ретроспективе Юрия Соболева (Соболева-Нолева, 1928–2002) в Ермолаевском, 17 представлены графика, книжный и журнальный дизайн, анимационные и слайд-фильмы, видео- и фотодокументация театральных постановок художника: видеодокументация полиэкранного шоу для Конгресса дизайнеров «ICSID» (1975); слайд-фильмы к спектаклям: «Что было после спасения» (1987–1988), «Почта» (1981) и «ОДМО» (1988), посвященные новой волне художников 1980-х; а также документация перформансов учеников «Школы Юрия Соболева», фестиваля «КукАрт» и архивные материалы. Экспозиция каждого этажа отражает определённый период творчества художника.

Произведения, представленные на выставке, охватывают более сорока лет творческой работы Юрия Соболева, что немногим меньше существования самогó современного искусства в России. Стремление к современности и новаторству было жизненной стратегией художника, что во многом определило концепцию его творчества. Идея объединения на одном развороте, одной обложке или в одном кадре произведений классического искусства и образов современного мира, столь популярная несколькими десятилетиями позже, пришла к нему очень рано и воспроизводилась художником самыми разными средствами — в оригинальной графике художника, на страницах журнала «Знание — сила», в эскизах к анимационному фильму режиссера Андрея Хржановского «Стеклянная гармоника» (1968), ежегоднике «Наука и человечество» (1962, 1963) и в других работах. Эта стратегия, основанная на традиции авангардного монтажа Сергея Эйзенштейна и Александра Родченко, была перенесена Соболевым в новую и необычную для художников 1960–70-х годов область мультимедийных экспериментов.

Своего апофеоза эти поиски достигли в полиэкранном слайд-фильме, подготовленном Юрием Соболевым совместно с режиссером Юрием Решетниковым для конгресса «Международного совета обществ промышленного дизайна» («ICSID»), проходившего в Москве, в киноконцертном зале «Россия» в 1975 году. В мультимедийной программе, длившейся более сорока минут на 30 экранах, изображения современных механизмов и повседневных товаров, переснятые из западных каталогов, были смонтированы с фрагментами произведений искусства разных эпох. Несмотря на технологическую и эстетическую революционность полиэкрана, в котором были задействованы 16 диапроекторов, «ICSID» был запрещен к показу на конгрессе как идеологически сомнительное произведение. На выставке в ММОМА у зрителей будет возможность увидеть видеодокументацию проекта, а также подготовительные материалы и схемы, объясняющие механизм работы уникальной конструкции.

Эксперименты в области новых средств информации, происходили одновременно с развитием собственного пластического языка. В период работы в журналах «Декоративное искусство» и «Знание — сила» Юрий Соболев одним из первых в СССР начал использовать модульную сетку — западную дизайнерскую новинку, конструктивно организующую пространство журнальной полосы. Этот способ организации листа он перенес и в свое творчество: по замыслу автора сетка, ставшая частью произведения, имела несколько уровней-слоев и помогала проявить идею художника. Таким образом, из универсального технического средства карандашная сетка превратилась в авторский модуль-знак и начала моделировать «микрокосмос» графического листа.

Выставка «Острова Юрия Соболева» в ММОМА позволяет проследить, как идеи и решения, найденные в экспериментах с одними медиа, давали неожиданные результаты и творческие находки при работе с другими.

В экспозицию выставки, сформированную на основе коллекции и архива семьи Юрия Соболева, включены произведения из собрания Московского музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Музея кино, Государственного центра современного искусства, Kolodzei Art Foundation, а также работы и архивные материалы из зарубежных и московских частных коллекций.

Источник: mmoma.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141021_sobolev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141021_sobolev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх