«Репин: вовлеченный свидетель. К 170-летию художника»
Сегодня в Самарском областном художественном музее открывается выставка Репина и художников, называвших себя его учениками и последователями. Это прежде всего работы Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Николая Фешина
В Самарском областном художественном музее открывается выставка работ Ильи Репина в честь 170-летия со дня рождения художника.
Художественная эволюция Репина как автора совпала с яркой эпохой рубежа XIX–ХХ веков. Её свидетелем — заинтересованным, причастным, деятельным — был художник, запечатлевший ключевые типажи своего времени. «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст», — писал он.
Основной партнер выставки — Государственная Третьяковская галерея, предоставившая полтора десятка работ мастера, преимущественно раннего и среднего периодов его творчества (1870–1909). В их числе — ряд хрестоматийных полотен: «Бурлаки, идущие вброд», «Портрет Афанасия Фета», «Самосожжение» Гоголя», а также наброски к «Бурлакам на Волге», портреты и т.д. Особенно примечательна работа «Бурлаки, идущие вброд», которая в отличие от канонического полотна «Бурлаки на Волге» предлагает иное композиционное решение. Персонажи здесь идут прямо на зрителя и сильно схожи с барельефом. Герои изображены не в ярких и контрастных, а, наоборот, в сдержанных, серых оттенках. Акцент на пейзаже — ключевая характеристика картины. Волжский ландшафт, дополненный парусной лодкой, придает произведению эпическое звучание.
Репин — один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал огромную и по количеству и по качеству портретную галерею современников. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько образами известных деятелей своего времени: В. В. Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека». Таковы вошедшие в экспозицию «Портрет Василия Кирилловича Сютаева» (1882), «Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета» (1882), «Портрет композитора П. И. Бларамберга» (1884) — все из коллекции Третьяковской галереи.
Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова предоставил на выставку портретный этюд к хрестоматийной картине «Не ждали» (1884). Не менее важной частью экспозиции стали поздние произведения И. Е. Репина из коллекции самого Самарского художественного музея. В их числе крупные работы «Король Альберт» и «Портрет композитора Рубинштейна», также относящиеся к творчеству зрелого Репина.
Репинскую часть выставки обрамляют принадлежащие СОХМ произведения художников, называвших себя учениками и последователями Репина, — Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Николая Фешина.
Источник: artmus.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140904_repin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140904_repin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.