«Александр Кедрин. Постижение замысла»
Сегодня вечером в Государственном музее искусства народов Востока открывается выставка живописи Александра Кедрина. В экспозиции собрано около70 работ, созданных художником с конца 1950-х годов до нашего времени
Сегодня вечером Государственный музей искусства народов Востока и галерея Art Story открывают выставку «Александр Кедрин. Постижение замысла». В экспозиции собрано около70 живописных работ, созданных художником с конца 1950-х годов до нашего времени.
Кураторы — Люсинэ Петросян, Светлана Хромченко.
Первая крупная московская музейная экспозиция Александра Кедрина призвана напомнить столичной публике об удивительном и самобытном мастере, и Музей Востока для нее выбран отнюдь не случайно.
Александр Кедрин родился в 1940 году в Ташкенте, там же вырос и сформировался как художник, частью под влиянием древних традиций восточной миниатюры и керамики, частью под воздействием столь мощного мастера символической абстракции, каким был Александр Волков, которого молодой Кедрин застал в последние годы его жизни. В Ташкенте Кедрин стал признанным керамистом-монументалистом и 30 лет писал «в стол» абстрактные живописные полотна в стиле, который сам называл «метареализмом» («поскольку говорю не о том, что вижу, но о том, что чувствую и понимаю, о чем догадываюсь»).
Творческие и жизненные устои Кедрина формировались уже после оттепели в кругу общения с московскими художниками и поэтами; он дружил с Эрнстом Неизвестным, Беллой Ахмадулиной, Эриком Булатовым, Андреем Вознесенским, Владимиром Немухиным, Евгением Евтушенко, Николаем Вечтомовым и многими другими лидерами культурного андерграунда 1970-х.
«Я не считаю себя новатором или авангардистом, но продолжателем традиций русской и мировой живописи. Традиционно понимая талант как поручение, я преодолел соблазн модернизма и спонтанного самовыражения. Хотя в советском Союзе художников меня всегда почему-то считали авангардистом. Я же всегда считал себя продолжателем традиций русской живописи», — напишет художник, называя в качестве своих учителей в первую очередь Василия Кандинского, а затем Хоана Миро и Ива Танги.
Творческий путь Александра Кедрина в чем-то типичен для поколения шестидесятников — художников, начинавших жизнь в искусстве на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов XX века, к тому же в провинции, «на национальной окраине СССР», как тогда говорили.
Его исключили из художественного училища за организацию выставки «молодых абстракционистов» (за несколько лет до хрущевского разгрома Манежной выставки!). С тех самых пор и до 1990 года, когда впервые в Союзе художников Узбекистана прошла персональная живописная выставка Кедрина, художник не выставлял на публичное обозрение свои абстрактные полотна.
Мастерскую Александр оборудовал в подвальном подсобном помещении: его приютила Надежда Кашина — ученица Фалька, блестящая художница авангарда 1920-х и автор многочисленных соцреалистических портретов и праздников урожая, написанных в Узбекистане в 1930–60-х. В подвале Кедрин сам установил муфельную печку, начал расписывать и обжигать орнаментальные блюда в традиционной стилистике, перешел постепенно к крупным формам, и в результате стал видным монументалистом Узбекистана, оформлявшим огромными керамическими панно общественные здания и станции метро Ташкента.
Все эти годы он продолжал писать свои «метареалистические абстракции», никогда не выставляя их на обозрение даже близких знакомых. Видимо, столь болезненными были воспоминания о разгоне выставок и последовавших исключениях.
Власть отторгла его, как и многих представителей его поколения. Уже после распада СССР вполне успешный и признанный художник решил уехать в США. Картины он вывозил контейнерами — столько их скопилось в мастерской за годы «потаенной» живописной работы. Двадцать лет Кедрин живет в Штатах, активно участвует в художественной жизни. Осенью 2003 года он представлял США на Международной биеннале живописи во Флоренции. Его работы разошлись по многим крупным музейным и частным коллекциям.
Теперь произведения Александра Кедрина, созданные более чем за полвека, можно увидеть и в России.
В рамках проекта будет представлена новая книга: «Формула мироздания» — первое столь полное издание о творчестве художника на русском языке. Книга включает более 150 иллюстраций живописных работ и керамики, фотографии из семейного архива Кедриных, статьи и эссе искусствоведов и людей, близко знакомых с Александром Кедриным, в том числе Александра Глезера, Эрнста Неизвестного, Андрея Косинского. Каждый из них по-своему пытается определить живописно-монументальный метод Кедрина. Эрнст Неизвестный: «Я не вижу принципиальной разницы — за исключением, разумеется, в материалах и технологиях — между Сашиной живописью и керамикой. И то, и другое — надбуднично. В его космических ритмах есть то, что мне вообще близко в искусстве, — сакральное начало, ощущение, связанное с таинственностью бытия, космическими безднами».
Музей Востока: Москва, Никитский бульвар, 12а (проезд: ст. метро «Арбатская», «Пушкинская»). Справки: +7–495–691–02–12. www.orientmuseum.ru.
Источник: пресс-релиз выставки
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140529_kedrin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140529_kedrin.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.