Art Investment

Выставка группы «Летопись» в Санкт-Петербурге

Выставкой группы «Летопись» Галерея Коллекционного Искусства DiDi продолжает проект, посвященный неофициальной культуре Ленинграда конца 1970-х — начала 1980-х. В экспозиции — Елена Фигурина, Борис Кошелохов, Тимур Новиков и др.

Выставкой группы «Летопись» Галерея Коллекционного Искусства DiDi продолжает проект, посвященный неофициальной культуре Ленинграда конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Подобно группе «Алипий», «Летопись» объединила единомышленников, не признающих власти советского режима над человеком и, как следствие, над искусством.

По воспоминаниям большинства участников, «Летопись» возникла в 1977 году благодаря инициативе Бориса Кошелохова. Подобно своему «учителю» Клеверу (Валерий Клеверов), Кошелохов собрал вокруг себя «учеников», которые после его отъезда в Италию в 1978 году продолжили деятельность группы. На протяжении 1978–1981 годов «летописцы» активно участвовали в квартирных, уличных, выездных выставках, а также упорно добивались официальных показов. По мнению Е. Фигуриной, «Летопись» прекратила свое существование в 1981 году, когда образование более крупного товарищества (ТЭИИ) поглотило отдельные группы, в том числе «Алипий» и «Инаки». Как считает Б. Кошелохов, внутреннюю сплоченность «Летопись» утратила в 1978 году и далее продолжала существовать лишь формально.

Творчество группы интересно тем, что сохраняет и развивает принципы «газаневского» нонконформизма, отстаивающего идею свободы в искусстве и индивидуальный художественный поиск. В отличие от «Алипия», участники которого получили профессиональное художественное образование, «Летопись» объединила самоучек, ощущавших внутреннюю потребность заниматься живописью. Отсутствие образования сыграло важную роль в их творческом становлении, поскольку изначально освобождало от канонов изобразительного языка и выработанных эстетических схем. Внесенный Б. Кошелоховым постулат «пишем душу на чем угодно и как угодно» представлялся наиболее адекватным выражением принципа нонконформизма в искусстве и позволял экспериментировать с поиском путей выражения. Искреннее высказывание через прямой выплеск на холст того, что художник переживал и что его мучило, роднило искусство «Летописи» с традицией экспрессионизма, который стал важной образующей последующего творчества «летописцев». Годы спустя, будучи в Голландии, Б. Кошелохов увлеченно скупал книги о близком нео-экспрессионизму европейском движении «КоБрА». Преобразованный по сравнению с ранним периодом экспрессионизм проявился и в дальнейшем творчестве Е. Фигуриной, в искусстве Т. Новикова — на этапе «Новых художников».

Безусловно, «Летопись» — это прежде всего раннее творчество таких важных персоналий в ленинградском нонконформизме, как Б. Кошелохов, Т. Новиков, Е. Фигурина. Из одиннадцати участников только они сделали живопись своим профессиональным занятием, ведущей практикой жизни.

По нескольким причинам информация об остальных художниках объединения крайне скудна. Известно, что в группу также входили Нина Алексеева, Михаил Горошко, Александр Васильев, Нелли Полетаева, Кира Степанова, Ира Тихомирова, Рита Утехина, Леонид Федоров. Многие из них прекратили занятия живописью по личным обстоятельствам, преимущественно сразу после распада группы. Картины начали расходиться уже в конце 70-х  годов: дарились, продавались, выбрасывались. Один из наиболее талантливых «летописцев», по отзывам других участников, Михаил Горошко уничтожил все свои работы в 1990 году, когда принял решение навсегда оставить живопись. В результате сегодня невозможно в полном объеме реконструировать художественный материал, из которого более тридцати лет назад складывалась группа «Летопись». Каждый участник представлен теми произведениями, которые удалось найти, — иногда лишь небольшой графической работой или старым слайдом картины, как в случае Нелли Полетаевой.

Необходимо сохранить хотя бы эти обрывки истории, иначе мы рискуем навсегда потерять интересное и самобытного явление, повлиявшее на формирование художественной культуры Ленинграда.

Источник: пресс-релиз Галереи Коллекционного Искусства DiDi


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140526_didi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140526_didi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».