Купеческий портрет XVIII — начала XX века из собрания Исторического музея
Сегодня в ГИМе открывается выставка купеческих портретов. Представлены работы Тропинина, Маковского, Серова, Пастернака, Головина и многих других художников. Вместе с живописными изображениями в экспозицию вошли дарерротипы
Сегодня Исторический музей открывает выставку купеческих портретов XVIII — начала XX века из своего собрания. Представленные портреты принадлежат двум коллекциям из собрания музея — живописной и дагерротипной, включая ранние фотографии. Выставка задумана как попытка по-новому взглянуть на такое сложно определяемое историческое и художественное явление, как портрет третьего сословия старой России на протяжении более двух веков. Это также возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т. е. от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия.
Портреты представителей купеческих родов XVIII — начала XIX века были заказаны и исполнены в основном для родовых портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев, на них купцы сохраняют свой патриархальный вид, позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали. Анонимные портреты «купецких людей» XVIII века воспринимаются как изображения человеческих типов: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее или благообразная дама с веером в руках как будто являют два возраста жизни женщины.
В первой четверти XIX века фронтальное изображение фигуры на темном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета переходят из одного произведения в другое.
В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются невыраженными. Не удивительно, что нам почти никогда не известны имена изображенных, как, впрочем, и имена живописцев. Выделить здесь можно, пожалуй, портреты семейства шуйских купцов Киселёвых и семейства Селивановских работы В. А. Тропинина.
Живописный портрет второй половины XIX — рубежа XIX — XX веков создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством «московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев — К. Е. Маковского, В. А. Серова, Л. О. Пастернака, А. Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца — и тогда возникал «портрет портретыч», по выражению В. А. Серова, в котором, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, проступало лицо нувориша.
Портреты представителей купеческих родов начала XX века (Рябушинских, Бахрушиных, Абрикосовых и др.) были заказаны с определенной представительской целью для присутственных мест — благотворительных заведений, государственных учреждений и даже для коллекционирования. В них появляются небывалые прежде композиционные решения: портреты парадные в рост, портреты на фоне собрания или за столом в кабинете, наконец, конный портрет купчихи-англоманки Е. П. Носовой — a la брюлловская «Всадница».
Дагерротипия — изысканное искусство малых форм просуществовало недолго, с 1840-х до конца 1850-х годов, но было очень популярно в просвещенной купеческой среде, старавшейся приобрести памятную реликвию и «сувенир чувств». Позднее ее сменила массовая фотография.
На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров. Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной позиции личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, мецената и благотворителя.
Источник: museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131224_kupecheskiy_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131224_kupecheskiy_portrait.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.