«Есть метро!» на Винзаводе
Выставка галереи «Проун» посвящена художественному оформлению Московского метрополитена 1930–50-х. Представлены работы А. Дейнеки, М. Манизера, Е. Янсон-Манизер, Г. Мотовилова, А. Дамского, А. Душкина, А. Лабаса, А. Щусева, И. Таранова, В. Андреева и д
Выставка в галерее «Проун» посвящена художественному оформлению Московского метрополитена 1930–50-х годов. Проекты станций, разработки и эскизы монументальной декорации, эскизы и макеты керамики, рельефы и скульптуры раскрывают уникальный феномен московских «подземных дворцов», снискавших всемирную славу. Столичный метрополитен — одно из важнейших свершений советской эпохи — был гигантским художественно-политическим предприятием. К созданию неповторимого облика станций был привлечен целый ряд выдающихся архитекторов, художников и скульпторов.
Выставка галереи «Проун» объединила работы А. Дейнеки, М. Манизера, Е. Янсон-Манизер, Г. Мотовилова, А. Дамского, А. Душкина, А. Лабаса, А. Щусева, И. Таранова, В. Андреева и др.
Первые идеи сооружения метро в Москве относятся еще к дореволюционному периоду. Однако тогда проекты так и остались на бумаге, не найдя реального воплощения. После революции вопрос о создании метро вновь встал на повестку дня; правда, современникам возможность передвигаться под землей казалась скорее несбыточной мечтой. К началу 1920-х относится известное стихотворение В. Маяковского «Немножко утопии про то, как пойдет метрошка». Но прошло всего несколько лет, и мечты о «метрошке» осуществились.
В июне 1931 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о строительстве столичного метро, и уже к осени метроплитен был объявлен ударной стройкой. Тема строительства метро активно обсуждалась в прессе, причем все чаще высказывалось пожелание не только наверстать упущенное, решить важную для города транспортную проблему, но и «догнать и перегнать».
Замысел был реализован в рекордно короткие сроки: 15 мая 1935 года открылась первая линия от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». По выражению современников, метрополитен «взяли штурмом».
Первые станции первой очереди по оформлению были довольно непритязательны. Однако очень скоро под землей начали разрабатываться воистину утопические пространства, ставшие знаковым выражением сталинской эпохи.
Станции Московского метрополитена выполнялись как высокохудожественные сооружения. Оформление подземки призвано было зримо поддержать концепцию «нового человека». Впечатление, произведенное на современников «подземными дворцами», было столь ошеломляющим, что пуск первой очереди связывался с наступлением новой «метрополитеновой эры», когда, как писали в газетах, вместе «с городом совершенствуются и люди, которые в нем живут».
Классические станции московского метрополитена уникальны, проект каждой из них индивидуален. Подземные залы мыслились как общественные интерьеры, мельчайшие детали которых прорабатывались с исключительной тщательностью.
Выставка галереи «Проун» стремится выявить уникальность метро не только как выдающегося памятника архитектурной мысли, но и как неповторимой программы художественно-монументального оформления.
Источник: winzavod.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131218_metro_proun.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131218_metro_proun.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.