Art Investment

«Плененные театром… Русская сценография 1900–40-х годов»

Сегодня в Галерее Вересов открывается выставка театральных работ крупнейших мастеров — Н. Гончаровой, А. Бенуа, И. Билибина, К. Юона, М. Врубеля, К. Коровина, М. Добужинского и др.

Сегодня в Галерее Вересов открывается выставка «Плененные театром… Русская сценография 1900–40-х годов». Экспозицию составили уникальные эскизы костюмов и декораций к спектаклям начала XX века из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина. Некоторые работы демонстрируются впервые.

Задача выставки — собрать в пространстве галереи работы крупнейших мастеров первой половины ХХ века, в чью сферу творческих интересов входил театр. Наталия Гончарова, Александр Бенуа, Иван Билибин, Константин Юон, Михаил Врубель — лишь некоторые из них. Экспозиция не является ретроспективой театрального искусства 1900–40-х годов, но произведения, из которых она составлена, позволяют раскрыть основные тенденции общекультурного процесса ушедшего века и показать разнообразие направлений в искусстве и сценографии — от традиционного подхода до новаторства.

Всего в рамках проекта представлены работы 13 художников. Экспозиция открывается театральными эскизами Михаила Врубеля и Константина Коровина, за которыми следуют произведения художников круга «Мира искусства», среди которых Александр Бенуа, Иван Билибин, Александр Головин, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, Константин Юон. Логическим завершением предстают работы корифеев русского авангарда — Наталии Гончаровой и Аристарха Лентулова.

Конец XIX — начало XX веков — период взлета в развитии декорационного искусства в мировом театре и время, когда лидирующее положение в нем заняли русские мастера. В русском театрально-декорационном искусстве формируются направления, которые в дальнейшем станут определять пути как европейского, так и мирового театра. Во-первых, это было обусловлено приходом на сцену выдающихся мастеров изобразительного искусства — художников-станковистов, таких как М. Врубель, К. Коровин, А. Головин, обогативших театр высочайшей декоративностью и зрелищностью. Одновременно мастера круга «Мира искусства» А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский и другие начали поиск новых способов оформления сцены. Во-вторых, важным импульсом для развития декорационного искусства стало творчество выдающихся режиссёров — К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского. Новаторский «режиссёрский театр» во многом определил основные принципы художественного решения сценического пространства, которые не потеряли своей актуальности до сих пор. Русская сценография в ее лучших образцах встает вровень с новаторскими исканиями изобразительного искусства. Театральное искусство перестает быть «довеском» к творчеству мастеров нового времени, расширяет пространство поисков.

Самый объемный раздел выставки посвящен деятельности художников объединения «Мир искусства», много и на редкость плодотворно работавших в театре. Сотрудничество с антрепризой С. Дягилева в «Русских сезонах» — один из значительнейших этапов в истории мирового музыкального театра. Балетные спектакли с участием А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинского в оформлении русских художников, показанные на сценах Парижа и Лондона, произвели настоящую сенсацию и оказали огромное влияние на западноевропейское искусство. Русский балетный театр получил мировое признание. Но организаторы выставки «Плененные театром…» хотели бы продемонстрировать малоизвестную сторону творчества художников этого объединения. Немногим известно, что на драматической сцене работы этих мастеров тоже достигали художественных вершин — не случайно спектакли, оформленные ими, неизменно становились событиями театральной жизни того времени.

Еще одно значительное явление отечественного театра — русский авангард, который включал в себя и кубофутуризм, и театральный конструктивизм, и экспрессионизм. Это направление представлено на выставке всего двумя, но чрезвычайно значимыми именами — А. Лентуловым и Н. Гончаровой, оказавшими существенное воздействие на развитие функциональных форм сценографии новейшего времени.

Одновременно с авангардными представлены работы художников, не склонных к крайнему новаторству (Б. Кустодиев, И. Билибин). Начинавшие творческую деятельность на рубеже XIX и XX столетий, они сотрудничали с театрами, сохранявшими приверженность традиционным постановочным методам. На сцене воссоздавался «срез жизни» — реальная обстановка существования героев, в которой производились поиски сценической «атмосферы» и сценического «настроения».

У каждого режиссера того времени — К. Станиславского, А. Таирова, Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова — были свои творческие принципы и собственное видение театра. Совместные поиски художников и режиссеров в начале прошлого столетия определили дальнейшее развитие мирового театра. Художник перестал быть только автором декораций, он начал решать проблему композиционной целостности спектакля. Иное понимание задач театральных декораций и костюмов, перенесение пластических приемов из живописи в пространство театра, синтез визуальных и музыкальных образов — все это позволило совершить настоящую революцию в сценографии, создать новую систему действенной сценографии.

Многие спектакли вошли в историю театра благодаря интересным решениям сценографа. Не всегда удается сохранить костюмы и декорации, и тогда театральные эскизы остаются одним из немногих документальных свидетельств о постановке. В составе выставки широкой публике представлены уникальные эскизы костюмов и декораций к спектаклям 1900–40–х годов из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.

Источники: museum.ru, veresov-gallery.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131108_plenennye_teatrom_veresov_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131108_plenennye_teatrom_veresov_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».