Art Investment

«Ветер с Невы»: питерский авангард в «Галерее А3»

Арт-студия «Доминанта» показывает работы самых актуальных и востребованных на сегодня художников Санкт-Петербурга

Завтра, 4 июля 2013 года, в 19.00 в «Галерее А3» начнется вернисаж выставки «Ветер с Невы».

***

В очередной раз гость «Галереи А3» — арт-студия «Доминанта», объединяющая ведущих коллекционеров Москвы.

Участники арт-студии регулярно показывают свои личные собрания столичной общественности. И всякий раз экспозиция посвящена той или иной теме.

На этот раз «Доминанта» предлагает вниманию зрителей работы самых актуальных и востребованных на сегодня художников Санкт-Петербурга — без преувеличения цвет и гордость современного питерского искусства. Впервые за всю новейшую историю в Москве выставляется столь масштабный по охвату имен проект. Обширная экспозиция позволит по достоинству оценить творчество лучших из лучших — Сергея Бакина, Леонида Борисова, Вадима Воинова, Феликса Волосенкова, Арона Зинштейна, Игоря Иванова, Марины Каверзиной, Олега Котельникова, Бориса Кошелохова, Вячеслава Михайлова, Юрия Никифорова, Ивана Оласюка, Михаила Павленина, Андрея Пролетцкого, Александра Подобеда, Ивана Сотникова, Геннадия Устюгова, Дмитрия Шагина, Игоря Ширшкова, Владимира Яшке и других звезд невского авангарда.

Всех авторов объединяет первоисточник — неофициальное (или нонконформистское) искусство Ленинграда конца 50-х — начала 60-х годов прошлого века. Именно из той шинели (впоследствии сформировавшейся в легендарную «газаневщину») по большому счету все они и вышли — как москвичи из «бульдозерной» и Малой Грузинской.

Несмотря на то, что современный авангард — явление всемирно-интернациональное, всечеловеческое (мир уже давно превратился в единое художественное пространство размером с земной шар), все равно каждый регион внес в формирование глобального монстра свою уникальную лепту.

Свои традиции, принципы и школы сложились и в городе на Неве. Чему, конечно же, безмерно способствовала огромная концентрация культурно-исторического наследия европейского уровня, скопившегося со времен основания Санкт-Петербурга и послужившего благодатной почвой и питательной средой для появления высоко образованной, эрудированной, а главное — тонко понимающей и ценящей Прекрасное интеллигенции. Причем достаточно многочисленной.

Понятно, что годы сталинской диктатуры нанесли интеллектуальной атмосфере северной столицы непоправимый урон. С наступлением хрущевской оттепели многое пришлось начать с начала — но отнюдь не с нуля. Не секрет, что уход в подполье, жизнь в андеграунде — идеальный способ сохранить, законсервировать, а то и развить духовное наследие.

И тут возникает вопрос о специфике, своеобразии содержимого вынесенных на солнечный свет колб, реторт и пробирок. Чем, например, ленинградский андеграунд середины прошлого века отличался от московского — с учетом того, что вся страна прошла через одну и ту же мясорубку репрессий? Да и тактика борьбы за окончательное освобождение во время перестройки практически ничем не отличалась. И действовали синхронно. Тем не менее на вкус и цвет питерское и московское — как Новгород и Псков, как Самарканд и Бухара, как Хлуднево и Филимоново (кто понимает). Не в смысле, что каждый художник — уникален, а в том, что среди любого единства обязательно есть свои противоположности, которые так увлеченно обожают отыскивать интеллектуалы.

Думается, выставка «Ветер с Невы» дает прекрасную возможность для самостоятельных выводов. Потому что у московского культуролога (не важно, профессионала или любителя) есть разные способы погружения в питерскую атмосферу. Можно, например, путешествовать по мастерским местных художников, обходя одну за другой и в каждой оставляя энное количество опустошенной стеклотары. Если повезет, то хорошо бы попасть на какой-нибудь масштабный групповой вернисаж на Пушкинской, 10. Но совсем другое дело, когда «сразу всех» питерцев привозят в Москву и показывают.

Только в таком случае московский зритель обретает полную свободу восприятия, а главное — оценок. Ведь согласитесь, что в гостях критик все же связан множеством условностей. Не всякому хозяину вот так запросто выскажешь, что ты о нем думаешь. Не говоря уже о том, что по-настоящему большое явление можно разглядеть только на расстоянии. Недаром произведения авангардных школ прошлого дорожают не по дням, а по часам. Из нашего сумрака прекрасное далёко выглядит куда утонченнее.

Тем не менее каким букетом запахов и ощущений наполнен ветер с Невы? А если сравнить его с воздухом Москвы-реки? Или же искать отличия — пустая и бессмысленная трата времени? Получается, что у нас огрубело обоняние? Или все ветры мира давно пахнут одинаково?

Думается, не за горами день, когда появится объемная монография, исследующая специфику питерского авангарда. До недавнего времени водоразделом было принято считать «романтическое начало», которое противопоставляли «питерскому рационализму». Мол, в Москве больше теплоты, «задушевности», а в Питере — рассудочности и интеллекта.

Сегодня, само собой, все карты давно спутаны — поэтому пусть каждый решает сам. Тем более что на дворе та самая свобода творчества и мнений, которую с равным усердием приближали, как могли, и москвичи, и ленинградцы.

Источник: пресс-релиз выставки «Ветер с Невы»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130703_a3_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130703_a3_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».