Art Investment

За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора

В Царском Селе на этой неделе открылась выставка продукции поставщиков Императорского двора. 862 экспоната сгруппированы по темам «Красота и здоровье», «Стол», «Напитки, табак», «Костюм», «Игрушки, игры», «Фотографы», «Ювелиры» и др.

В Государственном художественно-архитектурном дворцово-парковом музее-заповеднике «Царское Село» на этой неделе открылась выставка «За кулисами парадной жизни. Поставщики Императорского двора». Фонтан, ювелирные украшения с бриллиантами, шампанское «Вдова Клико» и даже дамские галоши — это и многое другое увидят посетители выставки. Музей-заповедник «Царское Село» выступил инициатором масштабного межмузейного проекта в год 400-летия Дома Романовых. 862 экспоната размещены в залах, декорированных дизайнерами в виде художественно-промышленных выставок XIX века. Впервые в музейном пространстве так широко и целостно представлен огромный «закулисный» мир Императорского двора.

Выставка рассказывает о том, кто обеспечивал повседневную жизнь венценосных особ; каковы были их вкусы и предпочтения; как и по каким критериям отбирали поставщиков; почему та или иная продукция становилась известной и модной. Разделы посвящены разным предметам: от дворцовой мебели и инструментов до аптечных флаконов, кондитерских упаковок и обуви. Представлены также оружие, униформа, костюм с аксессуарами, бинокли, ювелирные украшения российских и европейских производителей. Отдельная тема — напитки и табак. Среди этих производителей наиболее интересны те, которые выжили и существуют по сей день. Сегодня не каждый знает, что московское косметическое объединение «Свобода» — это бывшая компания «Ралле и Ко», кондитерская фабрика им. К. Самойловой раньше была «Жоржем Борманом», концерн «Бабаевский» — «Эйнемом». Хорошо известна продукция тех, кто названий не меняли и остались всемирно известными брендами: «Абрау-Дюрсо», «Veuve Clicquot («Вдова Клико»), «Картье», «П. Буре».

«К сожалению, большая часть императорских поставщиков прекратила существование, и сведения о них нам пришлось собирать по крупицам. Время и люди не берегли бытовые вещи, и сегодня понадобились общие усилия музеев и частных коллекций, чтобы реконструировать исчезнувшую среду. Прежде всего, нам хотелось понять, насколько сохранился тот мир — в предметах, информации, именах; насколько его сейчас знают и ценят; живы ли традиции производства», — говорит куратор выставки, заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Экспозиция показывает элиту торгово-промышленной деятельности Российской империи и производимые ею товары — подчас высочайшие образцы декоративно-прикладного искусства, дает представление о становлении российской промышленности, о быте и укладе ежедневной жизни российского Императорского двора.

Статус официального поставщика Императорского двора — своеобразный «знак качества» того времени. Он свидетельствовал об уровне продукции, производимой фирмой, признании ее заслуг перед государством. Получить такое звание было непросто. На это могли претендовать компании с безупречной деловой репутацией, подтвердившие качество поставляемых товаров. Придворные поставщики должны были соответствовать целому ряду критериев, главный из которых — соотношение «цена — качество». Завышение цен по отношению к среднегородским не допускалось: специальные служащие Гофмаршальской части это строго отслеживали.

Претенденты на звание «Поставщика Высочайшего Двора» должны были производить поставки ко Двору предметов преимущественно собственного производства или производства собственных фабрик и заводов непрерывно в течение 10 лет по умеренным ценам и не иметь нареканий со стороны заказчиков. Причем звание присваивалось только на время поставок и не могло передаваться по наследству. Поставщики определялись дважды в год — на Рождество и Пасху — Министром Императорского двора; Канцелярия министерства выдавала специальное удостоверение с изображением знака.

Доля отечественных компаний среди поставщиков Российского Императорского двора зависела от состояния отечественной промышленности и потому не была постоянной. Например, на рубеже веков крупнейшим производителем обуви в столице и всей империи было Товарищество Петербургского механического производства обуви «Скороход». Для императора Николая II и цесаревича Алексея Товарищество изготавливало прекрасные офицерские сапоги.

Более 20 процентов поставщиков Российского Императорского двора в начале XX века были иностранцы. Перечень зарубежных производителей дает представление о вкусах и пристрастиях представителей императорской семьи: в 1912 году 12 процентов всех иностранных поставщиков приходилось на Дармштадт (родину императрицы Александры Фёдоровны), столько же — на Копенгаген (откуда в Россию приехала императрица Мария Фёдоровна).

Август Бризак являлся поставщиком обеих императриц — Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны и был любимым кутюрье последней хозяйки Царского Села. Женский костюм от Надежды Ламановой пользовался огромной популярностью и у аристократок, и у представительниц художественной интеллигенции. Ламанова одевала и членов императорской семьи.

На выставке представлены платья из мастерской Ольги Бульбенковой и боа из мехового магазина П. Лелянова (ГМЗ «Царское Село»), а также летнее пальто императрицы Марии Фёдоровны, выполненное в 1910 году из сукна и крепа в ателье Бризака (собрание Государственного Эрмитажа). Из коллекций Государственного музея истории Санкт-Петербурга и музея-заповедника «Петергоф» на выставке демонстрируются женская обувь: уличная (ботинки и сапожки), бальная (две пары атласных туфель), а также обувь для детей. Интересный образец резиновой обуви — женские галоши Товарищества «Треугольник».

Огромное количество фирм обеспечивало высочайшие выходы, приемы, парадные балы и обеды по каждому торжественному случаю: производители продуктов и напитков, поставщики цветов и экзотических растений, посуды и столового белья, одежды и обуви, музыкальных инструментов, карет и автомобилей, а также ювелиры, парикмахеры и парфюмеры. Все они обслуживали императорскую семью и ее окружение и сыграли далеко не последнюю роль в сложении славы Российского Императорского двора как одного из самых пышных в Европе.

Иконописцы и поставщики предметов церковного обихода составляли небольшую по численности, но весьма значительную группу, особенно в годы царствования последних Романовых. С развитием техники в начале ХХ века при Дворе появились поставщики автомобилей и другого технического оснащения (лифты, электрооборудование, системы отопления и водоснабжения и т. п.), сумевшие благодаря утилитарному назначению производимой продукции приспособиться к новому государственному строю России после 1917 года и нередко существующие под другими названиями по сей день.

Хронологические рамки проекта ограничиваются временем царствований Александра II, Александра III и Николая II — периодом отечественной истории, который знаменовался становлением российской промышленности.

Экспонаты группируются по темам: «Красота и здоровье» (медицина, парфюмерия, аптека); «Стол» (посуда фарфоровая и стеклянная, столовое белье, чай, кофе); «Техническое оснащение» (лифт, отопление, водоснабжение и т. п.); «Напитки, табак»; «Костюм» (женский, мужской, белье, аксессуары, мундирное платье); «Цветы» (цветочное оформление интерьеров, празднеств, цветы горшечные и срезанные)»; «Игрушки, игры»; «Фотографы»; «Ювелиры»; «Печатная продукция» (книги, меню, афиши, визитки и пр.); «Мебель»; «Художественная бронза и часы» (интерьерные, ручные и др.); «Ткани»; «Оружие»; «Музыка при дворе»; «Рамы для картин, гравюр, фотографий»; «Церковная утварь и иконы».

Выставка подготовлена при участии: Государственного архива РФ; ГМЗ «Петергоф»; Государственного музея истории религии; Государственного музея истории Санкт-Петербурга; Государственного Эрмитажа; Музея города Гатчины; Научно-исследовательского музея Российской академии художеств; Русского винного дома «Абрау-Дюрсо»; Винодельческого дома «Veuve Clicquot»; ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой»; ОАО «Кондитерский концерн “Бабаевский”»; ОАО «Косметическое объединение “Свобода”»; ювелирного дома «Cartier», «Торгового дома по возрождению традиций часовщика Двора Его Величества Павла Карловича Буре» и частных коллекций: семьи Карисаловых, О. И. Пиккиевой, К. Д. Федоровской, Е. И. Филимонова.

Источник: museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130621_peterhof_za_kulisami.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130621_peterhof_za_kulisami.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».