«Даная» Вадима Захарова на 55-й Венецианской биеннале
Проект Вадима Захарова «Даная» представляет Россию на 55-й Международной художественной выставке — Венецианской биеннале
Проект Вадима Захарова «Даная» представляет Россию на 55-й Международной художественной выставке — Венецианской биеннале. Впервые за долгую историю павильона инсталляция Вадима Захарова объединила оба этажа здания, построенного знаменитым русским архитектором Алексеем Щусевым и открытого в 1914 году.
Сюжет инсталляции «Даная» разворачивается вокруг древнегреческого мифа о Данае, дочери Акрисия, царя Аргосского, и Евридики: Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, и он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее, у нее родился сын Персей.
По мотивам этой легенды созданы многие произведения мирового искусства; одним из наиболее известных является одноименная картина Рембрандта (1636–1647), хранящаяся в Государственном Эрмитаже и подвергшаяся 15 июня 1985 года нападению маньяка, облившего холст серной кислотой и сделавшего в нем два разреза.
Вадим Захаров: «В инсталляции мы имеем две точки зрения — сверху и снизу (в центральном зале павильона прорублена огромная квадратная дыра в нижнее выставочное пространство, вокруг которой построена алтарная преграда с подушками для колен). Опустившись на колени и заглянув вниз, мы можем понять и ощутить, что присутствуем при уникальном процессе материализации мифа. Через огромную дыру в полу мы попадаем в другое смысловое и поэтическое пространство, куда и летят с пирамидального потолка “золотые монеты”. Внизу мы видим женщин с зонтиками, которые предохраняют их от болезненных ударов монет. Нижний зал разрешено посещать только женщинам. Здесь нет никакого сексизма — лишь следование “логике анатомического строения” мифа. Мужское попадает внутрь только сверху, в виде денежного дождя. Нижний уровень павильона — “пещера-утроба”, еще сохраняющая покой, знание и память».
Монеты для «золотого дождя» и конвейер, их поднимающий, были специально разработаны Вадимом Захаровым совместно с конструкторским бюро Йорга Шильдбаха (Германия).
«Денежная единица One Danaё — знак личной ответственности художника за его присутствие на художественной сцене, и не только. Это и есть валюта художника, гарантированная его честным словом. На монете выбиты простые, всем известные слова: “любовь”, “единение”, “свобода”, “правда”. Каждая женщина, попадая в пещеру, собирает по просьбе автора несколько монет и при выходе бросает в ведро», — рассказывает Вадим Захаров.
Впервые в истории Павильона России выставка в нем подготовлена зарубежным куратором — Удо Киттельманом, директором Национальной галереи Государственных музеев Берлина.
Накануне открытия выставки Киттельман сказал: «Я очень рад возложенной на меня ответственной и одновременно сложной задаче — курировать выставку Вадима Захарова в Павильоне России. Я курирую национальный павильон второй раз: в 2001 году в Павильоне Германии мною была организована выставка немецкого художника Грегора Шнайдера. При этом между этими случаями есть большая разница. Тогда я выбрал художника, который казался мне наиболее интересным для показа на Венецианской биеннале. Теперь же Вадим Захаров предложил для себя куратора, о котором знает, что тот, с момента их давней встречи в конце 1980-х годов считает его одним из самых значительных мировых художников».
Совместная работа Вадима Захарова и Удо Киттельмана, а также архитектора проекта Майера Фоггенрайтера (Германия) привела к созданию уникального проекта. Киттельман так говорит о нем: «Миф о Данае, с античности и до наших дней постоянно бытующий в искусстве, получает новую интерпретацию в работе Вадима Захарова, представленной в Павильоне России. Греческий миф о божественном оплодотворении Данаи может быть прочитан по-разному: золотой дождь как метафора соблазнения Данаи отсылает к аллегории человеческих страстей и желаний, но в то же время является аллегорией развращающей власти денег. В своей инсталляции Захаров придает античному мифу современное временнóе измерение. Философские, сексуальные, психологические и культурные фрагменты собираются воедино в театрализованной композиции, которая занимает все залы павильона. Скульптурные, изобразительные, перформативные элементы создают круговорот материальных вещей (монеты, шелуха от орехов, лепестки розы и сами зрители). В этом “перформансе в пяти актах” Захаров показывает значимость мифологических воплощений обществу, которое более не питает к ним никакого доверия.
...пришло время нам признаться в грубости,
похоти, нарциссизме, демагогии,
фальши, жадности, банальности, цинизме,
грабеже, спекуляции, расточительстве,
чревоугодии, соблазне, зависти и глупости».
Комиссар павильона Стелла Кесаева: «Приглашая Вадима Захарова представлять Россию на Венецианской биеннале, я исходила из того, что на сегодняшний день он является одним из самых значимых художников нашей страны. Но я не могла представить, что проект “Даная” заново откроет для меня талант Вадима Захарова. Я понимаю, насколько ему была важна совместная работа не просто с замечательным куратором, но и своим хорошим другом Удо Киттельманом. Объединение усилий всегда дает потрясающий результат. Я рада, что наш проект был поддержан Министерством культуры Российской Федерации, и надеюсь на его успех в Венеции».
К выставке подготовлен иллюстрированный каталог под редакцией Удо Киттельмана, выпущенный издательством Hatje Cantz (Германия). В него вошли тексты Вадима Захарова и куратора музея Метрополитен (Нью-Йорк) Николаса Каллинана, предисловие Стеллы Кесаевой, две беседы художника и куратора, записанные в 2005 и 2013 годах, а так же «Глоссарий» — своеобразный путеводитель по выставке, составленный Удо Киттельманом.
Вадим Захаров родился в Душанбе в 1959 году, живет и работает в Берлине и Москве. Художник, редактор, коллекционер и архивариус московской концептуальной школы. С 1978 года принимал участие в выставках неофициального искусства, сотрудничал со многими художниками, среди которых были Виктор Скерсис, Сергей Ануфриев, Андрей Монастырский, Юрий Лейдерман, с 2009 года работает совместно с Никласом Ничке. В 1982–1983 годах Захаров принимал участие в работе галереи «Апт-арт», Москва. С 1992 года – издатель альманаха «Пастор» и основатель Pastor Zond Edition. В 2006 году совместно с Е. Деготь был составителем так называемой «Золотой книги московского концептуализма», а в 2008 году инициировал запуск сайта «Московский концептуализм, представленный Вадимом Захаровым» (www.conceptualism-moscow.org). Автор «Монумента к 100-летию со дня рождения Теодора Адорно», установленного в 2003 году во Франкфурте-на-Майне.
Источник: пресс-релиз 55-й Венецианской биеннале
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130603_8portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130603_8portrait.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.