Смыслы и символы в творчестве современных европейских художников
В ММСИ открылась выставка, где на примере работ современных художников исследуется такой традиционный жанр, как аллегорический натюрморт Vanitas
В Московском музее современного искусства открылась выставка «Vanitas. Смыслы и символы в творчестве современных европейских художников».
Участники:
Лит Харинга и Мартин ван Карлсбек — инсталляция, скульптура
Ханс Оп де Бейк — видео-apт, фотография
Маргрит Смюлдерс — фотография
Ричард Кайпер — фотография
Эрвин Олаф — фотография
Бук да Фриз — скульптура
Персин Брурсен & Магрит Лукаш — видеоарт
На протяжении нескольких веков натюрморт служил лишь фоном для парадных портретов, сюжетов изображавших сцены из жизни святых и героев античности. Он окончательно оформился в качестве самостоятельного жанра живописи лишь в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. Предметы, изображенные на натюрмортах этого периода, композиционным центром которых было изображение человеческого черепа, содержали скрытую аллегорию быстротечности всего земного и неотвратимости смерти. Эти произведения получили имя vanitas (ванитас).
Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Из книги Экклезиаста: «Суета сует, все есть суета» (vanitas, лат. букв. — «суета»). Впервые это выражение встречается в латинском переводе Библии, его авторство приписывают царю Соломону.
Vanitas — живописный жанр, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого было изображение человеческого черепа. Драгоценности, кубки, цветы и предметы роскоши в натюрмортах vanitas увядают или изображаются небрежно в беспорядке, обесценивающим земные достижения и благополучие человека. Все эти предметы лишь напоминают о бренности жизни, мимолетности удовольствий и ускользающей красоте. Мрачные аллегории и цветы, которые изображали на реверсах картин Vanitas с атрибутами смерти, являются самыми ранними примерами натюрморта (nature morte) в европейском искусстве XVI–XVII века, жанра родившегося и завоевавшего популярность сначала в Нидерландах и Фландрии, а впоследствии во Франции и Италии.
По мере распространения барокко натюрморты Vanitas становились все более жизнеутверждающими и пышными. Художники XVII века перестали изображать череп в центре композиции и более тактично включали его в сюжет, а впоследствии и совсем от него отказались, так натюрморт стал независимым от религиозной морали жанром мировой живописи.
Кураторы выставки Cабина Оруджева и Лариса Бювальда предлагают современную трактовку классического жанра. В наше время художники используют те же символы, что и нидерландские живописцы XVI — XVII веков, но переводят их на актуальный язык.
И по-прежнему тема современных Vanitas не предметы, изображенные их авторами, а предчувствие, размышление о быстротечности земных благ, предупреждение о тленности бытия, тревога и неизбежность смерти.
Экспрессивно абстрактные скульптурные композиции пиршеств и пышных букетов — типичные сюжеты натюрмортов современных европейских художников, вновь призывают нас к мысли о мимолетности всего земного и зависимости человека от времени и милости природы.
Источник: mmoma.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121115_vanitas_mmoma.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121115_vanitas_mmoma.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.