Экспозиция галереи «Элизиум» на XXXIII Антикварном салоне
Жемчужина экспозиции — произведения Марии Лагорио
На XXXIII Антикварном салоне галерея «Элизиум» представляет произведения русских художников конца XIX — начала XX века. Экспозицию составляют работы известных мастеров, таких как Климент Редько, Георгий Пожидаев, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Василий Владимиров, Василий Денисов, Исаак Бродский, Александра Щекатихина-Потоцкая, Мария Васильева, а также произведения Марии Лагорио, представительницы русской ветви аристократического генуэзского рода; племянницы пейзажиста Льва Лагорио (1827–1905).
Произведениям, составившим экспозицию галереи, присущи стилистические черты модерна, с его стремлением к эстетизму и культу красоты. Красота становится всеобщей глобальной категорией и предметом обожествления. Олицетворением ее является женщина, которая предстает в образе цветка, птицы, павлина, пантеры. Понимание красоты как эстетического образца прочитывается в полотне Фёдора Боткина «Элегия». Здесь красота женщины ассоциируется с цветком, с чистой привлекательной формой. В пластике, в текучих линиях ощущается внутренняя связь с природой и подчеркнутая чувственность женского характера. Или, например, работа Георгия Пожидаева «Портрет Софьи Лукомской, супруги художника Г. Лукомского», которая предстает перед зрителем в образе роковой женщины. Акварель Виктора Васнецова «Гамаюн — птица вещая» представляет собой самый ранний пример обращения автора к теме сказочных существ из русского фольклора. Эта работа, в частности, была создана как эскиз к торжественному панно-хоругви, и стала известной почти с самого момента своего создания.
В эпоху модерна границы диапазона взаимоотношения реального с вымыслом расширяются, видимый мир наделяется «жизненной силой» и «одушевляется». Об этом же говорят произведения «Девушка в голубом хитоне» и «Девушка в красном мафории» М. Нестерова, «Осень. Дачи» И. Бродского, «Ангел» В. Денисова. Особое место в экспозиции занимают работы Марии Васильевой «Материнство», «Святой», решенные словно иконические образы. Они выполнены в технике декупажа и коллажа. Выбрав в качестве материала для этих произведений цветную фольгу, художница использовала ее с большой изобретательностью. Подобие «старинного» рельефа из металла достигается благодаря уникальной технике изготовления из цельного листа фольги способом продавливания рисунка и дальнейшей ручной доработки.
Привлекают к себе внимание два фрагмента Царских врат иконостаса с композицией «Благовещение», происходящие из церкви села Городище Полтавской губернии, где в 1916 году над созданием росписей и икон работал известный художник-символист Василий Владимиров. Представленные створки с изображением Благовещения имеют фигурную форму, а сама композиция сцены Благовещения ориентирована на образцы европейского Возрождения, что было широко распространено при создании икон и храмовой монументальной живописи среди художников религиозно-национального направления.
Жемчужиной выставки стали работы Марии Лагорио, которые своего рода иллюстрация внутренне присущего модерну принципа мифологизации. Художница ищет способы преобразить и познать действительность, найти визуальный образ духовной красоты человека.
Воспитанница Е. Е. Лансере, И. Я. Билибина и Н. К. Рериха, она явно тяготеет к символизму как методу творчества, на что в немалой степени повлияло ее участие в объединение «Мир искусства».
В своем творчестве художница часто обращалась к искусству книги. В частности, она создала иллюстрации к произведению Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея» (издательство Holger Schildts, Хельсинки, 1921), а также афиши для балетных постановок с участием хореографа Эдит фон Бонсдорф (Edith von Bonsdorff). В начале 1920-х годов Лагорио выполнила иллюстрации к книгам «Царица Тамара» со стихами М. Ю. Лермонтова. Издала литографический эротический альбом «Kikimora Erotique» с 23 черно-белыми иллюстрациями (изданный ограниченным тиражом 350 экземпляров), альбом с 12 литографиями «Zwoelf Zeichnugen» (оба — издательство «Трирема», Берлин), «Дон Жуан» Э. Т. А. Гофмана (издательство «Вальтер и Ракинт», Берлин). Одновременно она сотрудничала с литературно-художественным журналом «Сполохи» (1921–1923, Берлин). В то же время художница исполнила проект декораций к опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха для пражской Немецкой оперы и работала в Русском художественном передвижном театре.
Лагорио принимала участие в выставках в Хельсинки, Порво, Париже, Берлине. В 1923 вместе с супругом Николаем Исцелёновым провела выставки своих произведений в кабинете книжной графики Генриха Триттлера (Берлин), галерее нового искусства Ганса Гольца (Мюнхен). Совместная выставка работ, организованная Н. И. Исцелёновым в Праге в декабре 1924 — январе 1925, стала одним из самых крупных художественных событий города и имела широкий общественный резонанс; одна из работ художницы была приобретена женой чехословацкого президента, г-жой Масариковой.
В 1925 году семья Лагорио-Исцелёновых переехала в Париж, в самый центр художественной жизни Европы. В это время Лагорио с увлечением изучала новые направления в искусстве — кубизм, дадаизм, сюрреализм и абстракционизм.
Внимательное отношение к деталям, цветовая гармония, символические позы и жесты, вот что определяет основную линию творчества Марии Лагорио. Ее произведения отличаются изысканностью декоративного подхода, театральной условностью композиции, сложной индивидуальной техникой исполнения. Художница много экспериментировала с красочными материалами и основами, используя вощеную бумагу, а также вариативные сочетания красок и воска. Художники с древнейших времен использовали горячий воск в своем творчестве. Именно восковой темперой (техника энкаустики) написаны многие раннехристианские иконы. Для Марии Лагорио, которая в своих произведениях часто обращалась к античным мотивам и фрескам, а также активно занималась религиозной живописью, подобное увлечение техникой письма по воску выглядело вполне закономерно. Работы художницы 1920–30-х годов органично соединяют в себе изысканную пластику модерна и разнообразные черты других, в том числе и авангардных, тенденций развития европейского искусства первой половины XX века.
Работая в различных техниках модернистов, Лагорио нашла собственный стиль, который сохранила до конца жизни, и уникальную технику, благодаря которой ее картины приобретали особый цвет и свет. Она стремилась к внутренней эмоциональной выразительности, хотела, чтобы ее произведения несли в себе символическое значение, и на это было ориентировано как образно-эмоциональное начало, так и художественный язык автора.
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121024_as33_elizium.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121024_as33_elizium.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.