ГТГ: фотовыставка «XXI. Мой Тихий океан»
Третьяковская галерея представляет выставку произведений 21 российского фотографа, созданных в ходе масштабной фотоэкспедиции по 21 стране и территории АТЭС
Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «XXI. Мой Тихий океан». Это произведения двадцати одного российского фотографа, созданных в ходе масштабной фотоэкспедиции по 21 стране и территории АТЭС. Это беспрецедентное для российской фотографической сцены событие было задумано и осуществлено проектом «FotoFond — территория фотографии» (группа РИА Новости).
На выставке будет показано более 300 фотографий, которые были отобраны из 60 000 произведений, созданных лучшими российскими фотографами в ходе недельной экспедиции. Черно-белые и цветные, аналоговые и цифровые, снятые моноклем, широкоугольником и длиннофокусным объективом, представленные работы показывают тенденции современной фотографии с ее разнообразием техник, стилевых приемов и неординарностью авторского видения. Художественная составляющая произведений выводит их за пределы документальной фотофиксации.
В любой фотосессии, если она выполнена человеком другой культуры там, куда он попал впервые и ненадолго, обычно есть туристическая составляющая. Но позиция авторов проекта принципиально антитуристична: они отказываются от всего, что могло бы навести на мысль о «красивых видах» и «комфортном досуге». Авторское высказывание стирает географические расстояния, создавая «другую» географию. Разница индивидуальных стилей становится более важной, чем различия далеких культур; это подчеркнуто личностным «Мой» в названии проекта «XXI. Мой Тихий океан | XXI. My Pacific Ocean».
В рамках выставки будет показан фильм, основанный на фотографиях экспедиции и сопровождаемый оригинальным саундтреком, состоятся творческие встречи с участниками проекта.
Участники проекта: Наталья Беркутова, Эмиль Гатауллин, Михаил Дашевский, Алла Долгалева, Артем Житенев, Виктория Ивлева, Людмила Кецлах, Юрий Козырев, Николай Кулебякин, Сергей Максимишин, Никита Машкин, Игорь Михалев, Дмитрий Моргулис, Алексей Мякишев, Георгий Пинхасов, Святослав Пономарев, Борис Регистер, Владимир Семин, Виталий Смирнов, Сергей Трапезин, Андрей Шапран.
Фотографы о проекте:
Юрий Козырев: «Обычно я снимаю довольно жесткие сюжеты в горячих точках. Психологически это тяжело. А в этом проекте я выступил как ботаник — сосредоточился на уникальной природе и людях Камчатки и Сахалина. Местные жители говорили: “Не обращай внимания на наш быт, фотографируй наши красоты!” Так я и сделал...»
Игорь Михалев: «Половина Сайгона ездит на мопедах. Самое удивительное, что на каждый взгромождается по 4-5 человек. Движение очень интенсивное, хаотичное, правила никто не соблюдает, но ДТП происходят редко. Местные жители покоряют своей открытостью и расположением к иностранцам. Проект с самого начала притягивал возможностью увидеть результат — Океан через объектив не только собственного фотоаппарата, но и 20 моих коллег».
Георгий Пинхасов: «Мне было важно показать атмосферу места, в котором я оказался впервые. В отличие от других искусств в фотографии не нужно воображение — необходимо максимально обострить наблюдательность. Это порода наша такая: мы охотимся за видениями. И чем невиданнее видение, тем ценнее. Меняется освещение, пейзажи, люди, а остальное — чистый инстинкт, охотничья интуиция».
Артем Житенев: «Люди мне интереснее всего. Люди в среде обитания: на улице, на отдыхе, на работе. Это стало главной темой. Что-то диктует случай, стечение обстоятельств. Например, пляж в Пусане... Сырая погода, очень влажно, за несколько минут на пляж спускается туман и висит до самой ночи, а я тем временем делаю несколько интересных фотографий...»
Михаил Дашевский: «При моем нулевом китайском и приблизительном английском я не искал контактов, полагаясь только на зрительные впечатления, как и во время фотографирования в Москве. Я — стрит-фотограф, и мне глаза, лицо, обстановка говорят больше, чем любые разговоры. В этом случае я могу передать психологию жизни, а для меня это — главное удовольствие от фотографии».
Владимир Семин: «Каждый новый день в экспедиции я ждал с нетерпением — он обязательно приносил что-то ранее мною невиданное. Странная дорога к океану, деревья, обернутые в синее, корабль в пустыне... Кричу водителю: “Стоп!” Мой гид говорит, что снимать нельзя — частная собственность. Подходит охранник, гид объясняет, мол, фотограф из Москвы. Удивление и рукопожатия — проблемы нет. Меня все время поражало, что у людей не возникало ни возмущения, ни недовольства от того, что я их снимаю».
Борис Регистер: «Всегда стараюсь придерживаться правила: главное в кадре — человек. Поэтому “американский проект” концептуально соотносится с моими предыдущими сериями. Для меня первична жизнь обыкновенных людей, потому что они — соль любой земли. Лицо человека — увлекательная книга, которую настоящий фотограф, как мне кажется, никогда не устанет читать».
Сергей Максимишин: «Я снимал историю о корабле “пиниси” — традиционном деревянном, когда-то двухмачтовом парусном, а ныне, увы, моторном судне. Уже 400 лет, с тех пор, как люди племени конджо впервые увидели европейский галеон, в деревне Тана Бера в южной части острова Сулавеси делают эти деревянные суда. Делают безо всяких бумаг и чертежей. В определенной степени люди конджо относятся к кораблям пиниси как к святыне, поэтому они не разбирают суда на топливо и позволяют им тихо (и экологично!) умереть. Соответственно, и история получилась про жизни и смерть лодки пиниси».
Людмила Кецлах: «Самым необычным стало знакомство с общиной, живущей на Северном кладбище Манилы. Это место спокойного сосуществования живых людей с миром усопших. Здесь живет более 2500 человек, обустроивших жилые пространства в мавзолеях и на могилах. Восьмидесятилетняя женщина рассказала мне, как на кладбище родилась, выросла, встретила свою любовь и даже воспитывала детей. Она зарабатывала на жизнь, долгие годы ухаживая за могилами. Напоследок она радостно сообщила, что намерена провести остаток дней здесь же... Как и всегда, я хотела показать настоящую жизнь реальных людей. И я думаю, что, как и в других своих проектах, я была прежде всего честна сама с собой».
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121009_gtg_pacific_ocean.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121009_gtg_pacific_ocean.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.