848. Коллекция Жоржа Мачере и Нади Волконской
В Государственном Эрмитаже открыта выставка посланий художников — коллекционеру. Экспонируемые конверты были оформлены мастерами советского андеграунда, художниками русского зарубежья и видными деятелями российской постсоветской арт-сцены
В Государственном Эрмитаже открыта выставка «848. Коллекция Жоржа Мачере и Нади Волконской». Экспозиция, насчитывающая около 200 произведений, проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков и представлению в Эрмитаже работ современных художников.
В 2012 году коллекция современного искусства Государственного Эрмитажа пополнилась собранием произведений конца XX — начала XXI века, принадлежавшим семье Жоржа Мачере и Нади Волконской: 848 посланий художника — коллекционеру.
Экспонируемые конверты были оформлены мастерами советского андеграунда, художниками русского зарубежья и видными деятелями российской пост-советской арт-сцены. Небольшой объем работы не требовал от художника больших временных затрат, и в то же время емкая форма предполагала высокую концентрацию художественного высказывания.
Жорж Мачере — советник по экономике при посольстве Франции в СССР в 1980-е годы, обращаясь к знакомым художникам с просьбой расписать обычный почтовый конверт, собрал уникальную по масштабу и характеру работ коллекцию. Всего в ее составе 848 произведений ведущих советских и российских авторов, среди которых такие известные мастера, как Илья Кабаков, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Дмитрий Пригов и другие. Собрание Мачере и Волконской (супруги Мачере) является своеобразной иллюстрацией истории России с советских времен до наших дней.
Почта и изобразительное искусство всегда тесно соединялись. Историкам альтернативной филателии удалось обнаружить первые прецеденты художественного осмысления почтовых объектов: в 1912 году австрийский живописец и график Эгон Шиле отправил своим друзьям расписанный конверт, а в 1919 немецкий дадаист Рауль Хаусманн опустил в ящик открытку с собственным портретом вместо марки. Однако это были скорее причуды, нежели стратегии. Первыми формальные особенности писем в художественных и художественно-политических целях использовали итальянские футуристы. По-настоящему радикальные художественные проекты, связанные с почтой, появились на рубеже 1950–60-х годов: так, французский концептуалист Ив Кляйн рассылал приглашения на свою выставку с авторской маркой вместо государственного знака оплаты почтовых сборов. В эти же годы американец Рей Джонсон создал свою знаменитую сеть «искусства по переписке», положив начало мейл-арту в современном значении этого слова. Сегодня мейл-артом считается любой объект, созданный художником и отправленный по почте. Печати, штемпели и отметки почтовых служащих являются составляющей частью произведения. По сути, работники почты выступают обязательным анонимным коллективным соавтором.
Коллекции конвертов Жоржа Мачере и Нади Волконской создавалась в 1980–2000-х годах и не похожа ни на одно собрание «почтового искусства» в мире. Художники, поэты, исследователи, режиссеры создавали работы на чистых конвертах специально для коллекции, а невинная забава собирателя обернулась уникальным кураторским проектом длиной в двадцать лет. Знакомства семьи Мачере были обширными, и сегодня на основании собрания можно написать энциклопедию по позднему советскому, постсоветскому и русскому эмигрантскому искусству. За редким исключением, здесь есть имена всех художников арт-сцены 1980–2000-х: от А. Агроскина до В. Янкилевского. Большей частью конверты Мачере — Волконской никогда не были ни отправлены, ни получены по почте и формально отношения к мейл-арту не имеют. Это скорее графические произведения, выдержанные в эстетике уникального авторского послания в историю искусства. В этом и состоит феномен vlop-art'a (именно так называл произведения из своего собрания коллекционер) — направления со своими правилами игры и особенностями, главной движущей силой которого был сам Жорж Мачере.
Эта коллекция — целостный собирательский проект, была приобретена у коллекционера и передана в дар Государственному Эрмитажу.
Куратор выставки — Екатерина Владимировна Лопаткина, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог. Авторы статей — Е. Лопаткина, Ж. Мачере, Н. Алексеев.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120709_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120709_hermitage.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.