Неон: кто боится красного, желтого и синего?
Ретроспектива произведений самой яркой техники современного искусства в парижском музее Мезон-Руж
Идея показать неон в его художественной ипостаси, казалось бы, должна была давно быть реализована музейщиками, однако, как ни странно, нашла воплощение только сейчас — благодаря парижскому музею Мезон-Руж. Возможно, организаторов останавливали технические трудности, связанные с созданием подобной выставки. Впрочем, долгое рождение ретроспективы неона вполне напоминает то, как долго и трудно неон шел в искусство.
Неоновую вывеску придумал в начале XX века французский ученый Жорж Клод (Georges Claude). Первая вывеска появилась в 1912 году на Монмартре и украшала парикмахерскую. Предприниматели быстро смекнули, что новое изобретение отлично привлекает внимание, и вскоре на Елисейских полях уже красовалась реклама «Чинзано» из метровых светящихся букв. Сложно поверить, но ее наблюдали, наряду с простыми парижанами, Роден (Rodin), Моне (Monet), Пикассо (Picasso), Леже (Léger) и Дюшан (Duchamp), которые, впрочем, интересовались неоном постольку, поскольку уделяли внимание всем остальным техническим новшествам своего времени, таким как синематограф и авиация.
В 1920–30-е годы неон прямо-таки воссиял над мировыми столицами — Берлином, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем, расцветив улицы этих городов яркой рекламой и призывными вывесками. Однако лишь в 1960-х, пятьдесят лет спустя после своего появления на свет, неон проник в мастерские художников, а оттуда — в галереи и стал наконец полноправной художественной техникой.
Мезон-Руж возвращает неон на его историческую родину и представляет в своих залах экспозицию из 108 работ 83 художников из разных стран: по их работам можно проследить эволюцию неона за последние полвека.
Произведениям в этом «светлом», казалось бы, жанре, как ни странно, присуща мрачность и абсурдность. Жан-Мишель Альберола (Jean-Michel Alberola, р. 1953), например, в своей пессимистичной работе пишет неоном слово «Ничто», контуры которого сплетаются в очертания человеческого черепа. Штефан Брюггеман (Stefan Brüggemann, р. 1975) белыми светящимися буквами на черном фоне выводит: «Эту работу нужно отключить, когда я умру». Кендел Гирс (Kendel Geers, р. 1968) красным выводит слово «Страх», а Трейси Эмин (Tracey Emin) своей простодушной просьбой (или пародией на простодушие?) «Просто люби меня» и совсем сбивает зрителя с толку.
На выставке придется много читать, причем на разных языках: по-английски, по-французски и даже по-латыни, здесь много иронии, пародий, отсылок к недавней истории и социальным проблемам. Оно и понятно: один из первопроходцев неона из 1960-х, Дэн Флэвин (Dan Flavin), начал использовать его как раз для того, чтобы отмежеваться от «возвышенностей» абстрактного экспрессионизма. В те же годы Мартиал Райсс (Martial Raysse) при помощи неона воспроизводил привычные коммерческие вывески и надписи, вставляя их в свои коллажи кричащих цветов. Неон стал медиумом, привнесшим «вульгарность» и простоту обыденной жизни в «высокое искусство», что позднее лишний раз подтвердил и Брюс Науман (Bruce Nauman), при помощи сверкающих линий воспроизводящий стиль искусства улиц, его полуприличные рисунки и вызывающие надписи.
Так что неон не так невинен, как кажется. Его роль состоит не в том, чтобы радовать глаз, но — будоражить ум, цеплять и раздражать. Что и делает, например, в своей работе художница из Уэльса Бетан Хьюз (Bethan Huws), создавшая неоновую копию одного из дюшановских реди-мейдов — его известной подставки для бутылок. В итоге благодаря украшению этого будничного предмета неоновыми огнями рождается художественный парадокс, поднимающий обыденное до уровня зловещего символа.
Источник: lemonde.fr, lemonde.fr, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120303_neon.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120303_neon.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.