Советская эпоха Маркова-Гринберга
Сегодня открывается уникальная ретроспектива М. Маркова-Гринберга (1907–2006) — фотографа, чье имя, наряду с именами А. Родченко, Я. Халипа, Б. Игнатовича, А. Шайхета, полноправно вошло во все энциклопедии и учебники по отечественной фотографии
Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается уникальная ретроспективная выставка М. Маркова-Гринберга (1907–2006) — фотографа, чье имя, наряду с именами А. Родченко, Я. Халипа, Б. Игнатовича, А. Шайхета, полноправно вошло во все энциклопедии и учебники по отечественной фотографии.
Эта первая персональная выставка такого масштаба. 150 фотографий, отобранных кураторами и членами семьи Марка Маркова-Гринберга, московская публика увидит впервые. Все фотографии напечатаны с оригинальных негативов. Кураторы тщательно изучали авторский архив и старались не отходить от авторского прочтения, учитывая приоритеты фотографа в отборе фотографий для выставок и кадрировки снимков. Конечно, по прошествии времени организаторам было интересно и то, что автор по многим причинам (время, события, люди) никогда не публиковал.
В разные периоды творчества Марков-Гринберг обращался к разным темам, и выставка построена по этому же принципу. В экспозиции широко представлены сельская тема — основная в 1930-е годы для автора, темы авиации, детства, войны, ВСХВ как квинтэссенции «великой иллюзии», производства, Москвы и портреты известных людей. В целом экспозиция представляет 50 лет жизни нашей страны в фотографиях.
В 1926 Маркову-Гринбергу выпал случай фотографировать Маяковского, приехавшего в Ростов-на-Дону. В гостиничном номере, где остановился поэт, было темновато. И даже то, что он сел у окна, положения не спасало. Марк взял простыню прямо с неубранной постели и попросил коллегу подержать ее — «для рефлекса». Установив аппарат на штатив, потребовал от поэта 20 секунд не шевелиться. Не моргнув глазом, Маяковский смотрел треть минуты в объектив, чуть набычившись, без улыбки — так, словно для него нет ничего обычнее, как позировать, едва встав поутру, настырным газетчикам, у которых еще неизвестно что получится на снимке. Получилось хорошо. Наверное, с этого момента и начался «век фотографии» в жизни Марка Маркова-Гринберга, не дожившего всего один год до своего столетия.
В июле 1926 Марк Гринберг отправился в Москву. Снимал для журналов «Смена», «Пролетарий связи», «Медицинский работник». Через год вступил в профсоюз работников искусств СССР — Всерабис (билет № 6041). В 1929 знакомый репортер Ф. Кислов, снимавший для Пресс-клише ТАСС, привел Гринберга в свою редакцию. В ноябре 1930-го Гринберг стал фотокорреспондентом центральной редакции Пресс-клише ТАСС.
Фотографии Марка Борисовича Маркова-Гринберга обладали счастливым даром убеждения. Хрестоматийные его снимки, будь то портрет шахтера Никиты Изотова (1934), или диптих, запечатлевший замену двуглавого орла на башне Кремля на звезду (1935), или жанровая сцена «Счастливое материнство» (1935), где идущие в поле колхозницы с вилами с улыбкой смотрят на голого карапуза на плечах у подруги, — стали символами времени. В период глобальных перемен важно было уметь видеть в настоящем ростки будущего. Это-то будущее и нужно было снимать. Фотографы переводили унылую натуралистическую прозу жизни на язык героического эпоса. Объективы их фотокамер были своего рода чудесной призмой, имевшей свойство преображать реальность.
Получив доступ к уникальному архиву, к открытию выставки центр Люмьер выпускает фотоальбом Марка Маркова-Гринберга. Это первое издание, посвященное творчеству фотографа. В альбом войдут около 100 фотографий, и организаторы надеются, что издание встанет в ряд лучших книг по отечественной фотографии.
Источник: lumiere.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120228_markov_grinberg_lumiere.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120228_markov_grinberg_lumiere.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.