Art Investment

Сегодня в Нью-Йоркском музее MoMA открывается выставка Синди Шерман

В течение своей 35-летней карьеры знаменитая художница хранит верность одному единственному персонажу, запечатленному на всех ее работах, — себе самой

Синди Шерман (Cindy Sherman) — загадка. Ее лицо знакомо любителям искусства по многочисленным снимкам, на которых она запечатлевает саму себя, однако ее работы не автобиографичны. Коллекционеры охотятся за ее произведениями, критики ее превозносят. В своих портретах она исследует мир человеческих чувств — лицемерных или искренних, но никогда не говорит о собственном внутреннем мире.

Ретроспектива 58-летней художницы в музее MoMA в Нью-Йорке, посвященная 35-летию ее творческой карьеры, лишний раз напоминает, что Шерман относится к себе иронично: она использует себя в качестве модели, не претендуя на звание собственной музы. Ключом к пониманию загадки Шерман может послужить ее манхэттенская студия, на стенах которой красуются многочисленные вырезки фотографий из журналов и распечатки фото из Интернета, на которых люди пойманы камерой в «неловких», как она сама выражается, обстоятельствах: дама в вечернем платье готовит завтрак, актриса позирует обнаженной, стыдливо прикрываясь дизайнерской сумочкой.

Шерман держит свои многочисленные костюмы, разноцветные парики, фальшивые носы и груди, которые использует для создания образов, в тщательнейшем порядке в нескольких шкафах. Здесь же — оранжевый комод с принадлежностями для макияжа и грима, а также компьютер, на котором художница обрабатывает снимки: именно с его помощью Шерман перевоплощается в своих излюбленных персонажей.

Почему же художница сама появляется на большинстве своих работ? Первая и главная причина — ее застенчивость. «Маскировка» и отсутствие команды позволяет раскрепоститься, тогда как работа с коллективом моделей и ассистентов требует напряжения. Когда-то Шерман попробовала работать с моделями, но быстро отказалась от этой идеи. Художница в отличие от таких столпов современного искусства, как Дэмиен Херст и Такаси Мураками, предпочитает работать в одиночестве и делать все сама.

Было время, когда она отвлеклась от своей магистральной портретной темы и стала экспериментировать с созданием натюрмортов. И хотя эти работы пришлись по душе ее самым преданным поклонникам, но им все же недостает жизни и яркости других ее произведений. Натюрморты к тому же продаются гораздо хуже портретов. Когда коллекционер приобретает фото Шерман, он непременно хочет получить в комплекте ее лицо.

Желающих действительно хоть отбавляй, что позволяет Синди Шерман держать высокие позиции в аукционных рейтингах. В прошлом мае ее работа без названия из серии «Развороты» 1981 года установила новый рекорд среди произведений фотографии, заработав 3,4 миллиона долларов (правда, продержалась рекордсменка на 1-м месте лишь до ноября, когда ее сместил с пьедестала почета Андреас Гурски).

Шерман в отличие от многих своих успешных коллег, которые, прославившись, уходят от своих первых дилеров к звездным галереям, остается верной галереям своей молодости. Ее по-прежнему представляет в США нью-йоркская Metro Pictures, которая в далеком 1979-м провела первую персональную выставку Шерман, а также Sprüth Magers, которая с 1984-го знакомит с творчеством художницы европейцев. Преимущество сотрудничества со старыми друзьями — отсутствие маркетингового давления и возможность работать в своем естественном темпе. А результат налицо: Шерман вполне может похвастаться тем, что не повторяется и не выдает на рынок некачественные «излишки производства».

Синди Шерман ворвалась в арт-мир с серией снимков «Кинокадры без названия», состоявшей из 69 черно-белых фотографий, сделанных в конце 1970-х годов. Импровизированный фотоархив, на снимках которого Шерман предстает героиней фильмов 1950–60-х годов, сразу обрел популярность среди ценителей современного искусства. Исследование медийной культуры, предпринятое Шерман, уводит поп-арт от прославления консьюмеристских ценностей в более критическую плоскость. А сатира, с которой она подходит к стереотипным женским образам современности, слегка отдает феминизмом — настолько неуловимо, что представительница феминистского крыла искусствоведения как-то посоветовала молодой Шерман сопровождать свои работы текстом, чтобы заложенная в них ирония явственнее прочитывалась.

Двусмысленность, двойное дно — вот одна из главных характеристик работ Шерман. Никогда до конца не ясно, насколько загадочный персонаж на ее фото близок автору. Шерман всегда мастерски напускает туману, как, например, в цикле «Развороты», состоящем из 12 цветных фотографий, на которых художница заснята в ракурсе сверху вниз в пугающих, тревожных или задумчивых образах.

Среди самых прославленных поздних работ Шерман — цикл «Клоуны», созданный в 2003–2004 годах. Эва Респини (Eva Respini), куратор выставки в MoMA, полагает, что в творческом мире Шерман клоун — ее художественное alter ego. Похоже, что так оно и есть: на одной из фотографий на костюме густо загримированного клоуна с накладными носом и щеками вышито имя «Синди». Печально-устрашающие клоуны лишь один из примеров того, как Шерман до неузнаваемости преображается в своих работах. Особенно ее привлекают отталкивающие и трагические персонажи, которые позволяют даже более иронично обыграть столь любимый ею жанр автопортрета.

Синди Шерман — актриса и режиссер застывших визуальных историй, которые исследуют и анализируют женские (реже мужские) образы Западной культуры. В 1970-х, когда она только начинала, было трудно предположить, что выбранная ею тема и способ ее воплощения останется, даже спустя годы, столь же яркой и неисчерпанной. Помогло художнице то, что она, подобно характерной актрисе, получающей удовольствие от каждой небольшой роли, с неослабевающим вниманием, интересом и симпатией наблюдает за окружающим миром — умело скрывая этот интерес под маской ироничной отстраненности.

Источник: economist.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120226_sherman.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120226_sherman.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Загружается...