Современное искусство КНДР на Винзаводе
Экспозиция «И подо льдом течет вода» представляет около 60 работ, созданных художниками корейского творческого объединения «Мансудэ»
Вчера в Цехе Белого ЦСИ «Винзавод» открылась выставка «И подо льдом течет вода», посвященная современному искусству КНДР (Северная Корея).
Сопряжение традиций: соцреализм и «корейская живопись»
Выставка «И подо льдом течет вода» — первый в России проект, представляющий работы современных художников Северной Кореи. Кураторы проекта взялись показать мир современной КНДР сквозь призму искусства. Современное изобразительное искусство КНДР представляет собой альянс «корейской живописи» и традиций советской живописной школы. Между тем Северная Корея сумела в свое время избежать прямого следования приемам соцреализма и взяла курс на поддержание национальных традиций живописи. К началу XXI века искусство КНДР сложилось в узнаваемый художественный стиль, который можно назвать чучхейским соцреализмом и в котором прослеживаются не только коммунистические идеи, но и глубокая связь с корейским эстетическим наследием. Узнать о существовании этого художественного явления раньше не было возможно из-за закрытости самой КНДР и внешнего «политического эмбарго». В этом отношении выставка в ЦСИ ВИНЗАВОД, подготовленная при участии творческого объединения «Мансудэ» — проект беспрецедентный. Это попытка взломать корку идеологического льда, сковывающего наше представление о КНДР, и открыть доступ к иного рода информации — информации культурной.
Техника и тематика
Большинство работ, представленных на выставке, выполнены в наиболее репрезентативной для КНДР технике «корейской живописи», которая является предметом национальной гордости и история которой насчитывает более 2000 лет. Современная «корейская живопись» — это яркий, красочный, как правило, крупноформатный рисунок, выполненный на бумаге тушью. В отличие от европейской акварели, основным инструментом рисования здесь является линия (контур), а не цветовое пятно. Произведения северокорейских художников сюжетны и повествовательны. Изображение розовощекой девушки с увесистой сумкой на плече, остановившейся на поселковой дороге и заговорившей с детворой, повествует о том, что жилищное строительство достигло такого размаха, что почтальон теряется в знакомом поселке и не может найти нужный дом (Чвэ Дон Ир, «Новые дома в селе Мигок»). Подобно советской живописи, даже в большей мере, искусство КНДР, представляя достижения корейского народа, функционирует как своего рода новостная лента. Наряду с «корейской живописью», в состав выставки входят вышивка, мозаика и плакатное искусство.
Концепция выставки
Олег Кулик: «Представляя искусство КНДР, мы хотим обратить внимание на мир людей, живущих в закрытом от внешнего воздействия пространстве. По сути, любой человек живет в закрытой системе своего внутреннего мира, отдавая себе в этом отчет или нет, занимаясь саморазвитием или пустив его на самотек. Мы решили представить образный мир целой страны как метафору внутренней жизни любого человека в современном мире. Внутренний мир жителей Северной Кореи интересен прежде всего своей самобытностью — сформированный в обществе, закрытом от влияния всеподавляющего информационного потока, этот мир обнаруживает намного больше человеческого, чем можно ожидать».
Анна Зайцева: «При том, что изобразительное искусство КНДР во многом наследует советской живописной школе, программно корейская культура очень рано стала дистанцироваться от влияния СССР, настаивая на собственном своеобразии. В ключевом тексте Ким Ир Сена “Три хартии объединения Родины” советская Сибирь фактически приравнивается к идеологически чуждой Западной Европе: “Во время Отечественной войны я побывал в одном из госпиталей. На его стене висел пейзаж Сибири, на котором был нарисован медведь, ползающий по белому снегу под большим деревом. Тогда я серьезно покритиковал работников, спросив их, почему не нарисовали такие прекрасные горы и реки Кореи… Корейская нация и впредь должна жить в прекрасной родной стране, а отнюдь не в Сибири и не в Европе”. С начала 1950-х годов отношение к советской культуре вообще и художественной в частности было отношением притяжения и отталкивания одновременно. Древняя техника “корейской живописи” стала основой национального чучхейского соцреализма, и на первых порах (вплоть до 1970-х) полностью вытеснила масляную живопись, обремененную буржуазно-европейским происхождением».
Творческое объединение «Мансудэ»
Творческое объединение «Мансудэ» было основано в 1959, и сегодня это крупнейшее художественное объединение, в котором представлены такие отрасли, как живопись (масляная и корейская живопись, фреска), скульптура и прикладное искусство (вышивка, керамика, резьба по дереву пр.). Мастера творческого объединения «Мансудэ» создали важнейшие художественные и архитектурные памятники КНДР, в том числе интерьеры Пхеньянского метрополитена, Монумент идеям Чучхе, Триумфальные ворота в Пхеньяне, памятник в честь основания Трудовой партии Кореи и памятник «Трем хартиям объединения Родины». На выставке в ЦСИ «Винзавод» будет представлено около 60 работ, созданных художниками творческого объединения «Мансудэ».
Выставка продлится до 30 января 2011 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101218_korean_art_vinzavod.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101218_korean_art_vinzavod.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.