«Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур» в Третьяковской галерее
Выставка посвящена 200-летнему юбилею выдающегося мастера натюрморта Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885). В экспозиции представлено более тридцати полотен из собраний Третьяковской галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь
Сегодня, 30 ноября, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 10, залы № 46–48) открывается выставка «Иван Хруцкий: искусство в диалоге культур», посвященная 200-летнему юбилею Ивана Фомича Хруцкого (1810–1885), выдающегося мастера натюрморта. Выставка художника, поляка по происхождению, родившегося на белорусской земле в Витебской губернии, воспитанного на традициях русской академической школы, приурочена к завершению Года культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Это один из наиболее значимых совместных проектов Года, объединяющий музеи национального искусства двух стран.
Выставка художника, с именем которого в отечественном искусстве связан наибольший расцвет живописи «цветов и плодов» и получившего общественное признание и любовь публики еще при жизни, — первая в истории Третьяковской галереи. В экспозиции представлено более тридцати полотен из собраний Галереи и Национального художественного музея Республики Беларусь. Коллекции двух музеев позволяют показать творчество И. Ф. Хруцкого во всей полноте — не только натюрморты, но также портреты, пейзажи, изображения интерьеров.
И. Ф. Хруцкий родился в семье униатского приходского священника, учился в Полоцком высшем пиарском училище (учебном заведении католического ордена пиаров), где получил первые профессиональные навыки. По его окончании, в 1827 году, он переехал в Санкт-Петербург для дальнейшего обучения; брал уроки живописи у Джорджа Доу, знаменитого английского портретиста, работавшего в России.
В 1830 И. Ф. Хруцкий поступил «вольноприходящим учеником» в Императорскую Академию художеств, где существовал класс «цветочный с фруктами и насекомыми». Художник учился у А. Г. Варнека, М. Н. Воробьёва, К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни. Он копировал в Эрмитаже произведения европейских мастеров XVII — XVIII века, в том числе натюрморты фламандских и голландских живописцев. Композиционное и колористическое решение, живописная иллюзионистическая манера воспроизведения предметов в натюрмортах И. Ф. Хруцкого идет прежде всего от академических «штудий цветов и плодов». Как факт признания достижений художника в 1839 году он получил звание академика «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей».
На выставке представлены произведения, созданные как во время обучения в Академии («Виноград и фрукты» (начало 1830-х, НХМРБ), «Фрукты» (1834, НХМРБ)), так и периода расцвета его творчества. Среди них — «Цветы и плоды» (1836, ГТГ), картина, в которой И. Ф. Хруцкий использовал мотивы (предметы, фрукты, овощи, цветы, переходившие из одного натюрморта в другой) и композиционное решение, ставшие характерными для его натюрмортов. В 1836 году художник получил за эту работу большую серебряную медаль Академии художеств и звание неклассного (свободного) живописца. Приобретенное П. М. Третьяковым в коллекцию Галереи в 1884 году полотно «Цветы и плоды» (1839, ГТГ) станет центральным на выставке. С приходом признания к И. Ф. Хруцкому стало поступать много заказов, что объясняет обилие вариантов и повторений (с небольшими изменениями) его натюрмортов. Так, «Натюрморт с биноклем» (1839, Национальный музей, Варшава), был настолько популярен у современников, что на сегодня известно восемь его повторений под разными названиями. Среди них — представленный на выставке «Плоды и свеча» (конец 1830-х — начало 1840-х, НХМРБ).
В эти же годы И. Ф. Хруцкий создает ряд женских портретов, в трактовке образа которых сочетаются душевная теплота и достоинство. В них художник органично соединял свое представление о женской красоте с характерными для времени романтическими настроениями. Значительная роль в портретах отводилась натюрморту. «Старуха, вяжущая чулок» (ГТГ) и «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (обе — 1838, НХМРБ) — произведения, за которые И. Ф. Хруцкий в 1838 году был удостоен малой золотой медали. В «Портрете неизвестной...» художник особенно близок к европейскому стилю бидермейер, с его избыточной детализацией, повествовательностью и поэтизацией повседневности.
Жанр интерьера в творчестве И. Ф. Хруцкого связан с приобретенным в 1844 году имением Захарничи в Полоцком уезде, где художник по собственному проекту построил дом и жил в нем после женитьбы со своей семьей. В картине «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого «Захарничи» Полоцкой губернии» (1855, ГТГ) живописец изображает своих детей, а на стенах анфилады — копии с полотен его знаменитых современников — фрагмент «Последнего дня Помпеи» К. П. Брюллова, «Спящая римлянка» Ф. А. Бруни, «Поцелуй» Ф. А. Моллера.
К произведениям, созданным И. Ф. Хруцким по заказам литовского митрополита Иосифа Семашко во второй половине 1840-х — 1850-х годах, относится «Портрет В. Лисовского» (1847, НХМРБ), духовника митрополита. Портреты духовных лиц отличает некоторая сухость и натуралистичность, характерная для западной традиции.
На выставке будет представлена последняя поступившая в фонды музея в 1999 году картина И. Ф. Хруцкого «К святому месту» (конец 1840-х, ГТГ). Впервые экспонируется обычно хранящееся в запасниках полотно «Амуры с гирляндами» (1844, ГТГ) — вольная копия с картины «Статуя Цереры» (Государственный Эрмитаж), исполненной П. П. Рубенсом в соавторстве с А. Я. Снейдерсом, написавшем фигурки амуров.
Выставка И. Ф. Хруцкого — большой подарок для публики, никогда ранее не имевшей возможности столь широко ознакомиться с творчеством известного художника.
Выставка продлится до 16 января 2011 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101130_gtg_hrutskiy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101130_gtg_hrutskiy.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.