1801–1875
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Фиделио-Джованни
Живописец, график.
Родился в семье художника-декоратора, швейцарского подданного, итальянца по национальности А. Бароффи-Бруни. В 1807 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, переехал Санкт-Петербург. В 1809 был принят в ИАХ, первоначально состоял «своекоштным учеником» (т. е. вносил плату за обучение), с 1814 — казеннокоштным учеником. Занимался в классе исторической живописи у В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, А. И. Иванова. В 1813 за рисунок с натуры «Два борца» получил малую серебряную медаль. В 1818 выполнил программную картину на малую золотую медаль «Самсон и Далила», но награжден не был. В том же году выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника.
Весной 1819 на собственные средства уехал в Италию, поселился в Риме. Входил в кружок княгини З. А. Волконской. Испытал влияние на свое творчество А. А. Иванова и назарейцев. В 1824 выставил в Капитолии картину «Смерть Камиллы, сестры Горация», принесшую художнику европейскую известность. Вскоре Бруни был избран действительным членом Академии Св. Луки. С 1826 по заказу Общества поощрения художников занимался гравированием в технике офорта своих композиций на сюжеты из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (изданы в 1939 в Петербурге в виде двух тетрадей). В 1828 за копии с фресок Рафаэля «Торжество Галатеи» и «Изгнание Элиодора из храма» получил пенсию от русского правительства.
В 1834 был удостоен звания академика. В 1833–1834 начал работать над картиной «Медный змий». В 1836 по повелению Николая I вызван в Петербург для преподавания в ИАХ, был назначен профессором 2-й степени исторической и портретной живописи. Принимал участие в росписях церкви Зимнего дворца. В 1837 выполнил рисунок «А. С. Пушкин в гробу», который перевел в литографию.
В 1838 снова уехал в Италию, где работал над завершением картины «Медный змий», в 1841 представил полотно в Петербурге — в Зимнем дворце и залах ИАХ. В 1841–1845 создал эскизы и картоны 25 композиций для украшения Исаакиевского собора в Петербурге. В 1845 возвратился в Россию, до 1855 занимался росписями этого собора. Параллельно преподавал в ИАХ. В 1849–1851 входил в Комиссию по устройству и управлению Мозаическим заведением при Академии. В 1855 был назначен на пост ректора ИАХ. В 1849–1864 выполнял обязанности хранителя картинной галереи Эрмитажа, занимался кроме прочего пополнением собрания, для чего в 1850 совершил командировку в Гаагу, выезжал также в Париж и Италию.
Сын художника, Ю. Ф. Бруни (1843–1911) — архитектор и живописец, правнуки: Т. Г. Бруни — сценограф, Н. А. Бруни — живописец и мозаичист.
Федор Антонович Бруни — выдающийся мастер академического направления в русском искусстве, на протяжении всей жизни соперничавший в популярности с К. П. Брюлловым, но вместе с тем остававшийся «в его тени». Он был одним из лучших рисовальщиков своего времени, мастером строгого, лаконичного, почти линеарного рисунка. Творчество Бруни, как и Брюллова, находится на стыке классицизма и романтизма. Однако классицистические черты — ориентация на искусство Высокого Возрождения, в частности Рафаэля, — в нем все же являются преобладающими.
По меткому замечанию А. Н. Бенуа, «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного… Брюллова, однако в свою очередь… уступает Брюллову в темпераменте…»
Наиболее значительной коллекцией произведений художника обладает Государственный Русский музей, отдельные работы представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 16. Германия и укрепление континентальной сети модернизма
05.12.2025История арт-дилеров. Часть 15. Париж между войнами: дилеры модернизма и «новая система искусства»
02.12.2025Открыт 288-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
01.12.2025Открыты 609-е торги аукциона ARTinvestment.RU
01.12.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 2
28.11.2025Татьяна Маврина. Ню. Лица. Образы
28.11.2025Диверсификация арт-портфеля по Марковицу. Часть 1
25.11.2025Открыт 287-й кураторский аукцион AI «Первые имена. Печатная графика»
24.11.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе