Образы ар-деко
21 октября состоится презентация нового культурологического проекта Института русской живописи и галереи «Ар Деко» и откроется выставка, иллюстрирующая первые лекционные программы
21 октября состоится презентация нового культурологического проекта Института русской живописи (Russian Art Institute) и галереи «Ар Деко» и откроется выставка, иллюстрирующая первые лекционные программы.
Экспозицию выставки составят более 50 произведений русских и западноевропейских мастеров XX века из частных коллекций. Большинство работ будут впервые публично показаны в России. В экспозицию вошли произведения Наталии Гончаровой и Льва Бакста, Бориса Кустодиева и Сергея Судейкина, Эрте и Чипаруса. Выставка сопровождается документальными материалами эпохи ар-деко.
Выставка разделена на три части. В первой представлены работы художников, которые сотрудничали со знаменитыми «Русскими балетами» Сергея Дягилева. «Русские балеты» послужили мощным импульсом для формирования стиля ар-деко. Балеты Дягилева показали Западу не только новаторский танец, но и творческий опыт художественных объединений России: декорации для русских балетов были выполнены великими русскими художниками Л. Бакстом, А. Бенуа, К. Коровиным, Б. Анисфельдом, Н. Рерихом, С. Судейкиным, М. Добужинским, Н. Гончаровой. С 1909 и по 1929 год труппа «Русские Сезоны» выступала в Европе и стала вдохновителем стиля ар-деко. Сила и самобытность русской культуры поразила европейцев. Она привнесла новые краски: желтые, оранжевые, зеленые цвета пришли на смену блеклым и пастельным тонам модерна. Плавные движения сменились экспрессивными, а русские и восточные образы перевернули европейское сознание.
На выставке представлено несколько эскизов Наталии Гончаровой к дягилевским балетам, среди них рисунок костюма к балету «Золотой Петушок». Интересен и гончаровский рисунок женщины-флаппер — символа ар-деко.
Еще одно уникальное произведение, представленное на выставке, — эскиз к балету «Мученичества святого Себастьяна» Л. Бакста. Балет был создан для выставки 1925 года — события, ставшего кульминационным в формировании стиля ар-деко. На открытии выставки 16 июня Ида Рубинштейн выступала в костюме золотого архангела, созданном Л. Бакстом, труппа балета была одета в костюмы христианских мучениц (эскиз к одному из них и представлен на выставке).
Вторую часть выставки можно условно назвать «Скульптура из бронзы и слоновой кости стиля ар-деко». Этот раздел посвящен той области искусства ар-деко, где влияние русской культуры и русских балетов особенно заметно. В 1920-е годы Дмитрий Чипарус и другие скульпторы той эпохи создали произведения по мотивам русских балетов. Во многих из них авторы добивались портретного сходства с русскими танцовщиками.
Так, скульптура «Персидский танец», представленная на выставке, изображает Вацлава Нижинского и Иду Рубинштейн в балете «Шахерезада». Сохранились фотографические изображения этого балета и картины французского мастера ар-деко Жоржа Барбье, изображающие русских артистов в таких же костюмах, как и в скульптуре Дмитрия Чипаруса. Публика увидит и еще несколько подобных скульптур.
Третий раздел экспозиции можно условно назвать «Ар-деко в русском искусстве». Эта часть выставки является скорее гипотезой или попыткой исследования художественных произведений, созданных в эпоху ар-деко (1920–30-е). В ней демонстрируются произведения, которые можно назвать воплощением стиля ар-деко, например уникальная серия эскизов костюмов знаменитого художника Эрте.
Эрте работал в Париже, создавая костюмы для ведущих балерин, а в 1925 уехал в Голливуд, где сотрудничал с известными киностудиями. В 1925–1937 Эрте создал более ста обложек для журналов Harpers Bazzar и Vogue, подняв их на высоту нового явления в искусстве.
В третий раздел выставки также вошли работы художника Савелия Сорина, активно работавшего на Западе и мало известного в России. В советское время его работы считались образцом буржуазного вкуса, однако в действительности портреты Сорина схожи с неоклассической, салонной линией стиля ар-деко. Произведения Бориса Кустодиева, которые также вошли в экспозицию, нельзя отнести к ар-деко в чистом виде, однако в них есть гротеск, легкость и декоративность, присущие его стилистической концепции.
«Обнаженная» Григория Глюкмана, близка мощным пластическим построениям художников салонного ар-деко Андре Лота, Тамары Лемпицки. В работе, представленной на выставке, неоклассические объемы сочетаются с легким оттенком кубистической трактовки формы и также представляют салонный вариант ар-деко. Эксперимент с материалом также характерен для эпохи 1920-х: картина написана не на холсте, а на панели вишневого дерева.
Открытие цикла лекций состоится 26 октября в 19-00. Лекции будут читать ведущие специалисты по русскому искусству, приглашенные Институтом Русской Живописи. Расписание лекций будет опубликовано в октябре.
Выставка будет работать по адресу: Лужнецкая наб., 2/4, корп. 4. Вернисаж состоится 21 октября в 19.00.
Источник: пресс-релиз галереи «Ар Деко»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100915_art_deco.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100915_art_deco.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.