Art Investment

Выставка современных японских художников в Санкт-Петербурге

В Русском музее и в Культурном Центре «Толстой сквер» (Санкт-Петербург) открывается выставка современных японских художников при поддержке Gallery Shiraishi (Токио)

Сегодня, 2 сентября, в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Красота по-японски». Экспозиция включает в себя около 70 произведений — живопись, графика, ширмы — двенадцати современных японских художников, среди которых мастера не только широко известные на Западе, но и ценимые на внутренней японской арт-сцене. Выставку представляет известная токийская галерея «Сираиси» (Gallery Shiraishi).

Впервые японское современное искусство представлено в России с такой широтой. Художники разных масштабов, направлений, поколений передают свой ракурс видения японского, свои методы репрезентации «красоты по-японски». Среди мастеров японского искусства — ряд художников, скульпторов, фотографов, прочно вошедших в западный арт-истемблишмент. На выставке они представлены такими именами, как Яёи Кусама, Хироси Сэндзю, Масааки Миясако. В массовом сознании они символизируют «японский вклад» в некие глобальные культурно-интеграционные процессы. Работы других — Масатака Оябу, Кэй Сибусава, Кадзуюки Футагава, Юдзи Сасаки, Тэйскэ Нарита, Тадахико Накаяма, Мисаки Андо, Ханако Куниси, Тинами Накадзима — сосредоточены на сугубо национальной художественной проблематике в нюансах ее эволюции, многообразных традициях. Они апеллируют прежде всего к национальному зрителю — в расчете на соучастие, сопереживание, адекватную культуру восприятия.

Яёи Кусама — участница становления американского перформанса, в том числе политического. Её искусство связывают и с сюрреализмом, и с поп-артом, чаще всего — с минимализмом. Художница, поэтесса, писательница уникальна своей укорененностью в американском искусстве последних пяти десятилетий. Основной орнаментальной матрицей Яёи Кусамы был мотив «горошка» в разных проявлениях — от геометрически бесстрастного, технологичного, до органичного, сохраняющего естественность и неправильность, идущую от «ручного» (hand made) или органического, природного происхождения.

Хироси Сэндзю представлял Японию в Венеции в 1995 и был первым художником из Азии, удостоенным Honorable Mention Award. Президент Киотского Университета Искусств и Дизайна, он разделяет свое время между Японией и Нью-Йорком. «Фирменные» образы Сэндзю — водопады. Постоянное обращение к теме водопада (вполне традиционной для дальневосточного искусства) имеет множество планов: и ощущение особой близости к природе, растворенности в ней, и проникновение в ее внутреннюю, недоступную зрению жизнь, и массу мифопоэтических и метафорических оттенков.

Масааки Миясако, широко известный в Японии художник среднего поколения, обладатель, кажется, всех возможных национальных наград и премий, только начинает обретать популярность на Западе. И это странно: именно его искусство кажется наиболее адаптированным к тем представлениям о «японском», которые сформировались у рядового зрителя. Миясако является ведущим представителем традиционной живописи нихонга: минеральные и растительные пигменты, растертые до пудры, органический клей как связующее, васи — традиционная бумага. Краски в отличие от фабричных «западных» не смешиваются. Добавленная вода «извлекает» из одного и того же пигмента разные цвета и тональности. Важен сам процесс высыхания: положенные в ходе него мазки вносят элемент импровизации.

Тадахико Накаяма, известнейший японский мастер, скорее может быть причислен к современной реинкарнации живописцев «старой школы» ёга — японской живописи западного стиля, получившей распространение в Японии в XIX веке. Она отличается от традиционной японской живописи нихонга не только отношением к объекту изображения, но и техникой. Для ёга характерна станковая живопись маслом на холсте. Серия женских портретов в традиционных одеяниях (позировали модели из Украины) написана Накаямой именно в такой технике. Художник демонстрирует не только высокий уровень изобразительности, но и особый, идущий от салонного европейского портрета конца девятнадцатого века шик в передаче реалий материального мира (тканей, обстановки и пр.).

Масатака Оябу тоже художник старшего поколения. Он использует как традиционные минеральные красители, так и акрил, работает как с европейской формой станковой картины, так и с традиционными формами бытования изображения — ширмой, веером, свитком… Он склонен как к традиционной тематике (живопись водопадов, деревья, рыбы), так и к западным жанровым схемам (бытовая сценка, архитектурный пейзаж).

Кэй Сибусава, Тэйскэ Нарита, Кадзуюки Футагава, Юдзи Сасаки принадлежат примерно к одному поколению. Всех четверых привлекает пейзаж. Все представляют современное состояние школы нихонга.

Тинами Накадзима — потомственный живописец нихонга (сын художника Киёси

Накадзима), гравер, газетный и книжный иллюстратор, монументалист, декоратор спектаклей Кабуки, основатель группы МЕ (EYE), профессор Токийского Университета, Накадзима, тем не менее известен как, наверное, самый популярный в Японии живописец цветов. Он работает минеральными пигментами по бумаге, часто использует ширмы.

Мисаки Андо учился живописи самостоятельно, начал рисовать с 17 лет. В то же самое время начал изучать керамику, посещая различные центры гончарного дела в Японии. Учился в Париже, Лондоне и других европейских городах.

Ханако Куниси выглядит вполне транснациональным художником. Она прекрасно знает западный (или ориентированный на запад) молодежный типаж, одежду, жестикуляцию, умеет «схватить» сценки из этого единого спектакля молодежной жизни, разворачивающегося повсюду.

Одновременно с Русским музеем экспозицию открывает и Выставочный зал Культурного Центра «Толстой Сквер».

На двух выставочных площадках жителям и гостям Санкт-Петербурга представляется уникальная возможность увидеть работы современных японских художников разных поколений, разных масштабов и направлений: Ютаки Абэ (Yutaka Abe, род. 1975), Ёсиюки Эноки (Yoshiyuki Enoki, род. 1961), Тиори Онака (Chiori Ohnaka, род. 1967), Ацуко Ониси (Atsuko Ohnishi, род. 1967), Масатаки Оябу (Masataka Ohyabu, род. 1937), Сэйко Катагири (Seiko Katagiri, род. 1967), Кодзина Кудо (Kojin Kudo, род. 1915), Ханако Куниси (Hanako Kunishi), Сигэаки Куромицу (Shigeaki Kuromitsu, род. 1946), Дзюнъити Гото (Junichi Goto, род. 1948), Юдзи Сасаки (Yuji Sasaki, род. 1951), Кэя Сибусава (Kei Shibusawa, род. 1949), Таку Синъяма (Taku Shinyama, род. 1975), Сюнъити Сэки (Shunichi Seki, род. 1964), Хироси Сэндзю (Hiroshi Senju, род. 1958), Канаэ Такаока (Kanae Takaoka, род. 1969), Тэндзана Такахаси (Tenzan Takahashi, род. 1953), Ясухиро Танигава (Yasuhiro Tanigawa, род. 1957), Кадзухо Хиэда (Kazuho Hieda, род. 1920), Рэйдзи Хирамацу (Reiji Hiramatsu, род. 1941), Кадзуюки Футагава (Kazuyuki Futagawa, род. 1954), Хидэнори Мадзима (Hidenori Majima, род. 1960), Такааки Мацумото (Takaaki Matsumoto, род. 1945), Масааки Миясако (Masaaki Miyasako, род. 1951), Яёи Кусама (Yayoi Kusama, род. 1929).

Для публики обе экспозиции откроются 3 сентября и будут работать до 27сентября.

Мраморный дворец Государственного Русского музея (ул. Миллионная, 5/1); часы работы: с 10.00 до 18.00; Выставочный зал Культурного центра «Толстой Сквер» (ул. Льва Толстого, 9, 6-й этаж, ст. метро «Петроградская»); часы работы: с 11.00 до 20.00.

Источники: пресс-релиз ГРМ, пресс-релиз галереи «Сираиси», cultline.ru, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100902_grm_japanese_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100902_grm_japanese_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Загружается...