«Венгерские мастера фотографии»
Сегодня в Государственном центре фотографии «РОСФОТО» (Санкт-Петербург) открывается выставка, представляющая шедевры пяти всемирно известных мастеров фотографии: Андре Кертеша, Ласло Мохой-Надя, Брассая, Мартина Мункачи и Роберта Капы
Сегодня, 23 июня, в петербургском Государственном центре фотографии «РОСФОТО» (выставочный зал Парадного корпуса) открывается выставка «Венгерские мастера фотографии». Это первый опыт сотрудничества РОСФОТО и Венгерского музея фотографии, находящегося в городе Кечкемет.
В экспозиции представлены шедевры пяти всемирно известных мастеров фотографии, объединяет которых венгерское происхождение. Андре Кертеш, Ласло Мохой-Надь, Брассай, Мартин Мункачи, Роберт Капа — знаковые имена в истории фотографии XX столетия. Каждое из этих имен — это свой особый стиль и уникальный путь в фотографии, ставшие примером и источником вдохновения для последователей, в числе которых мастера мирового уровня.
Выставка создавалась Венгерским музеем фотографии как визуальное сопровождение исследования, в котором детально сопоставляются биографии пяти знаменитых фотографов, выявляются точки соприкосновения, взаимного влияния, особенности, объединяющие или, наоборот, разделяющие их жизненные пути.
Соединив пять великих имен в одном проекте, авторы прежде всего преследовали цель воздать должное вкладу венгерской фотографии в сокровищницу мирового фотомастерства. Еще одна важная цель проекта — осмысление культурного, этнического и исторического контекста как фактора формирования творческой судьбы фотографа. Это делает выставку особенно интересной, поскольку задает систему координат, пользуясь которой зритель имеет возможность «локализовать» созерцаемую фотографию не только во времени и пространстве, но и в системе общественных ценностей и интересов эпохи ее создания.
Фотография появилась в то время, когда уже набирало силу стирание культурных границ в Европе, поэтому пути, которые она избирает, лишь в малой степени определяются национальной принадлежностью фотографа и в очень большой мере — культурным контекстом эпохи. Этот фактор определяет очень многое — от выбора фотографии как поля деятельности и определения направления творческих поисков до выбора места для жизни и творчества. Каждый из пяти фотографов, представленных на выставке, покинул свою родину, чтобы достичь признания на Западе, и пути их были предсказуемы: Берлин — как место, где огромными темпами развивалась журналистика, Париж — как столица культурной жизни, США — как место спасения от нацистов во время Второй мировой войны. Следя за творческими биографиями авторов, мы видим, как идеи времени находят отражение в их деятельности, задавая ей направление в соответствии с интересами и талантами каждого из них. В случае Мункачи важными составляющими успеха были чувство момента и быстрота реакции, авантюризм, дающие возможность делать сенсационные фотографии, которых так жаждала публика эпохи индустриализации прессы. Для Кертеша успех определила его необычайная чувствительность к душевному состоянию и переживаниям человека, созвучная набравшей силу ко второй половине столетия тенденции популяризации гуманистических ценностей; для Брассая — способность ощутить и передать сюрреалистичность момента повседневности. Роберта Капу мир, к середине века попавший в зависимость от визуальных свидетельств, запомнил как величайшего военного фотографа, который открыл закон непосредственной близости к событиям как залога успешной военной фотографии. Совсем в другой области лежит деятельность Мохой-Надя — его исследование фотографии как способа видения и производства необходимо рассматривать на фоне особенно сильной в 1920–30-е годы идеологии всеобщей мобилизации на проектирование будущего и перестройку социума.
Среди работ, представленных на выставке, — те, которые обладают особой значимостью в контексте творческого пути каждого из пяти фотографов, — в частности, это первый фотографический опыт Кертеша, дебютные снимки Мункачи для модных журналов; едва не погибшие в лаборатории фотографии высадки десанта союзников, сделанные Капой в Нормандии в 1944. Избегая ретроспективного подхода, выставка скорее обозначает то, что каждый из пяти великих венгров подарил мировой фотографии.
Выставка работает до 28 августа 2010 года.
Источник:
P.S. Параллельно в РОСФОТО открыта выставка Брассая, о которой можно прочитать здесь.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100623_hungarian_photography.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100623_hungarian_photography.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.