Art Investment

«Знакомое неизвестное» в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка, на которой будет представлена живопись Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, Швеции XV — начала XIX века из фондов музея

Сегодня, 15 июня, в 16.00 в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Волхонка, 12) состоится открытие выставки «Знакомое неизвестное». В экспозиции представлена живопись Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Норвегии, Швеции XV — начала XIX веков из фондов музея.

Выставка приурочена к выходу в свет полного научного каталога «Собрание живописи. Германия, Австрия, Швейцария XV — XX века. Дания, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия XVIII — XX века» (издательство «Красная площадь», 2009, авторы Л. Ю. Савинская, В. А. Садков, А. В. Познанская). Коллекция картин немецкой, австрийской и швейцарской живописи ГМИИ им. А. С. Пушкина является одной из крупнейших в России и по количеству произведений уступает только Государственному Эрмитажу. Впервые за последние почти 50 лет музей с такой полнотой показывает произведения мастеров североевропейских школ.

Выставка включает 26 произведений старой немецкой, австрийской и швейцарской живописи XV — XVI веков, находящихся с 2007 года в постоянной экспозиции Музея (зал 8); среди них «Мадонна» Лукаса Кранаха Старшего, «Аллегория любви» Матиаса Герунга. Основная часть выставки (залы 17–18) знакомит с произведениями XVII — начала XIX века из фондов ГМИИ, в ней представлено более 100 картин.

Для собрания, не представленного в постоянной экспозиции ГМИИ, важную роль имели выставки. Первая из них — «Немецкая живопись XVII — XIX веков» — состоялась в ГМИИ в 1930 году, последняя — «Живопись и рисунок Германии и Австрии XV — XIX веков. Выставка из фондов ГМИИ, других советских музеев и частных собраний» — в 1963 году. Каталог выставки 1963 года долгое время оставался единственной наиболее полной публикацией данного раздела музейного собрания. Настоящая выставка позволяет по-новому увидеть одно из значительных живописных собраний Музея в свете последнего научного исследования, результаты которого опубликованы в каталоге.

В России интерес к искусству германских княжеств и их соседей, теснее других связанных с русской культурой, был давним и стойким. Картины немецких и австрийских художников начиная с XVIII столетия стали предметом любовного коллекционирования. Основное ядро музейного собрания составляют произведения из коллекции императорского Эрмитажа и частных собраний: Д. М. Голицына, Е. П. Барятинской, Н. Б. Юсупова, Г. А. Брокара, И. С. Остроухова, Д. И. Щукина и других.

Границы государств данного региона на протяжении истории неоднократно менялись. В XVII — XVIII веках это многочисленные княжества и королевства. Изобразительное искусство названных стран представляет сложную и динамично менявшуюся на протяжении веков картину различных направлений и тенденций. Многие художники, стремясь совершенствовать свое мастерство и не находя работы на родине, уезжали за границу, перемещались по княжеским дворам Европы в поисках работы и престижного социального статуса придворного живописца.

XVII столетие представлено в собрании ГМИИ небольшим количеством работ, отражающих основные тенденции развития живописи этого периода. Среди них «Старик-воин в черном берете» Кристофа Паудиса, ученика Рембрандта, «Пейзаж» Иоганна Георга Рооса, «Портрет герцогини Софии-Шарлотты» Гедеона Романдона, одного из основателей берлинской Академии, а также произведения художников, работавших в Италии: «Похищение Европы» Иоганна Кёнига, «Натюрморт с музыкальными инструментами» Максимилиана Пфейлера, «Натюрморт с кроликами и курицей» Франца Вернера Тамма и один из шедевров музейного собрания — «Наказание Марсия» Иоганна Лисса.

В XVIII веке более явственно ощутимы попытки национального самоутверждения, художественные индивидуальности мастеров становились ярче. Коллекция ГМИИ обладает картинами многих выдающихся мастеров этой эпохи, представляющих важнейшие художественные центры: Иоганн Фальх (Аугсбург), Якоб Самюэль Бек (Эрфурт), Иоганн Якоб Хартман (Богемия), Иоганн Людвиг Эрнст Моргенштерн (Франкфурт-на-Майне).

Центр притяжения австрийских художественных сил находился в Вене. Яркие проявления венской школы середины XVIII столетия — картины известных мастеров венского рококо Иоганна Георга Платцера и Христиана Зейбольда, представителей венской Академии Франца Ксавера Палко и Франца Антона Маульберча, чья картина «Юдифь с головой Олоферна» — вершина раннего творчества художника.

Представление о южно-немецком варианте рококо дают работы их младшего современника Януариуса Цика. Влияние французской живописи, преобладавшее в этот период при прусском дворе, демонстрируют полотна Антуана Пэна, Георга Мельхиора Крауса, Анны Доротеи Тербуш-Лисиевской. Их живописная выразительность и изящество композиций контрастирует с тщательностью письма и реалистической точностью портретов Бальтазара Деннера, высоко ценившихся в Европе XVIII столетия.

Самая удивительная и в то же время типичная фигура немецкой живописи XVIII столетия — Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих. Для Дитриха (или Дитрици, как он на итальянский манер подписывал свои картины) иностранные образцы стали предметом имитации. Он виртуозно владел искусством писать картины в манере Рембрандта, французского рококо, голландцев XVII века или итальянских мастеров XVIII столетия. Ему одному из первых немецких художников удалось достичь европейской славы.

Общепризнанна выдающаяся роль, которую сыграли немецкие живописцы, работавшие в Риме, в становлении последнего большого интернационального стиля в искусстве XVIII столетия — неоклассицизма. Интеллектуальное, эстетическое отношение к окружающему миру и произведениям искусства объединяет произведения ведущих художников неоклассического стиля: Антона Рафаэля Менгса, Якоба Филиппа Хаккерта, Анжелики Кауфман, Асмуса Якоба Карстенса.

В жанровом составе произведений, представленных на выставке, значительное место занимают пейзажи и портреты — традиционно сильные в немецкой, австрийской и скандинавской живописи XVII — начала XIX века, демонстрирующие характерные черты общей эволюции стилей и разнообразие индивидуальных художественных решений. В экспозицию включены полотна крупнейших пейзажистов немецкой и шведской школ второй половины XVIII века — Якоба Филиппа Хаккерта и Элиаса Мартина.

Интерес к человеку как духовной личности и ее проявлению через внешние черты индивидуальности определял развитие одного из наиболее продуктивных жанров в живописи представленных стран — жанра портрета. Художники-портретисты имели широкую известность и высоко ценились как у себя на родине, так и за рубежом. Музейное собрание портретов представляет основные направления жанра и его ведущих мастеров: Иоганна Купецкого, Мартина Фердинанда Квадаля, Антона Графа, Иоганна Баптиста Лампи, Йозефа Грасси, Генриха Фюгера, Александра Рослина, Вигилиуса Эриксена, Иоганна Фридриха Августа Тишбейна. Среди их моделей было немало русских, многие из художников работали в России, вливаясь в ряды иностранных мастеров, создавших важный пласт произведений, которые органично вошли в национальное русское искусство под названием «россика».

Особое своеобразие коллекции придают произведения, которые следует отнести к числу редких, практически не встречающихся в других русских собраниях, среди них «Портрет девочки» Г. Ведига, «Натюрморт» М. Пфейлера, «Диана, застигнутая Актеоном» Г. К. Преннера, «Портрет Д. М. Голицына» А. Брауна.

Немецкая, австрийская, скандинавская живопись обладает неповторимой привлекательностью. Художников разных эпох и стилей роднит добротное мастерство, умелое построение композиции и верный рисунок, внимание к натуре и стремление передать ее с максимальной точностью, удивительная работоспособность и плодовитость мастеров.

Выставка открыта для публики с 16 июня по 15 августа 2010 года.

Источник: пресс-релиз ГМИИ имени А. С. Пушкина


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100615_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100615_gmii.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».