Art Investment

Искусство Франции XVII — XVIII веков из собрания Эрмитажа — в Казани

В Центре «Эрмитаж-Казань» открыта выставка «Искусство Франции XVII — XVIII веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Представлено свыше 140 произведений живописи скульптуры и прикладного искусства

В Центре «Эрмитаж-Казань» открыта выставка «Искусство Франции XVII — XVIII веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Свыше 140 произведений живописи скульптуры, прикладного искусства дают представление о художественной жизни Франции того времени, когда она становится законодательницей европейской художественной моды.

Большой размах градостроительных работ в период правления Людовика XIV все настоятельнее требовал создания единого стиля и формирования художественной школы, которую должен был возглавить французский художник. Им стал Симон Вуэ, мастер долгое время живший в Италии и возглавлявший в Риме Академию Св. Луки. В 1627 году Вуэ был вызван на родину, где ему присвоили звание «первого живописца короля». Выполняя громадное количество заказов королевского двора для Лувра и Люксембургского дворца, Версаля и Венсенского замка, Фонтенбло и Пале-Рояля, Симон Вуэ имел большую мастерскую, где под его началом работали молодые художники. Картина ученика мастера, одного из крупнейших живописцев первой половины XVII столетия Франсуа Перрье «Геркулес среди богов Олимпа» дает представление о стиле, утвердившемся во французском искусстве с приездом Симона Вуэ.

Новые условия привлекают в Париж множество художников, также работавших прежде в Италии. Среди них выделяется блестящий живописец Жан Бланшар, в произведениях которого ясно прослеживается влияние венецианской школы.

Наиболее талантливым учеником Симона Вуэ был Эсташ Лесюер. В величественный стиль учителя Лесюер привнес лиризм и мягкость колористической гаммы, примером чему может служить «Введение во храм».

В 1635 году была основана первая Королевская Академия — Академия литературы, а господствующим стилем, признанным при дворе, стал классицизм. В живописи доктрину классицизма разработал, развил и довел до совершенства Никола Пуссен. В своем творчестве он обращался прежде всего к античной и библейской истории, предпочитая сюжеты редкие и драматичные, как, например, «Спасение Зенобии» или «Смерть Германика», иллюстрирующие моральные или философские идеи. В пейзажной живописи принципы классицизма воплотил последователь Пуссена Клод Лоррен. «Прибытие Улисса ко двору Ликомеда» продолжает серию знаменитых гаваней, принесших художнику заслуженную славу, а «Пейзаж с Христом на пути в Эммаус» относится ко второй половине его творчества, когда созданный им тип пасторального ландшафта наполняется глубоким, как правило, религиозным содержанием.

В 1648 году была создана Королевская Академия скульптуры и живописи, обучение в которой строилось на идеях и практике Пуссена. В этот период были написаны прекрасные образцы французской классицистической живописи, такие как «Осада Самарии» Тома Бланше, «Крещение сотника» Пьера Корнеля Старшего, «Святое семейство» Пьера Коши.

Стремление к созданию единого стиля, охватывающего все отрасли искусства, привело в начале 1660 года к реорганизации и реформированию Академии Ш. Лебреном и Ж.-Б. Кольбером. Отныне достойными внимания признавались картины на исторические (главным образом, античные) и религиозные темы, аллегории и парадные портреты. Самым ярким представителем этого рода живописи в эпоху ее расцвета был Шарль Лебрен, возглавивший Парижскую Академию в 1661 году, управлявший Королевской мануфактурой, руководивший работами по внутренней отделке дворца в Версале и галерее Аполлона в Лувре. Судить о созданном им «большом стиле» можно по работе мастера его круга «Сражение римлян и сабинян».

Учеником Лебрена был крупнейший мастер второй половины столетия Шарль де Лафосс, удивительным образом соединивший в своем искусстве принципы французского классицизма и богатейшего живописного наследия итальянской, особенно венецианской, школы. Он представлен двумя произведениями — «Хождением по водам» и «Явлением Христа Марии Магдалине».

Во второй половине XVII века все большее значение приобретает портрет. В духе академического искусства Жозефом Вивьеном изображен прославленный королевский зодчий Жюль Ардуэн-Мансар. С большей живописной свободой написан «Портрет Марии-Вирджинии Фарнезе» Якоба-Фердинанда Фута.

Одним из самых замечательных живописцев XVIII века был Антуан Ватто. Последователи созданного им жанра «галантных празднеств» подхватили сюжетные, композиционные и живописные приемы мастера. Все особенности, присущие этим художникам, прекрасно отражены в «Концерте в парке», написанном Никола Ланкре.

  • ШАРЛЬ ДЕ ЛАФОСС Явление Христа Марии Магдалине. Между 1680 и 1685

К концу 1720-х годов складывается новое направление в архитектуре, изобразительном и прикладном искусствах — рококо. Жанровая живопись стала не менее значимой, чем историческая.

Под влиянием А. Ватто, но не подражая ему, а находя собственные решения, писал свои прелестные женские персонажи Жан-Франсуа Куртен («Молодая женщина перед зеркалом»), а Жан-Франсуа де Труа — небольшие картины, изображавшие элегантное общество в роскошных интерьерах или на лоне природы («Сцена в парке»).

Исторические живописцы, в отличие от своих предшественников, отдавали предпочтение не героической мифологии, а любовным похождениям античных богов. Эту тенденцию ярко иллюстрируют «Вакх и Ариадна» Шарля-Жозефа Натуара и «Рождение Венеры» Ноэля Никола Куапеля.

Идеальным выразителем вкусов своего времени стал Франсуа Буше, чье весьма разнообразное творчество представлено «Переправой на мосту».

Все большее место завоевывает интимный портрет — от аллегорического и поверхностного Жана-Марка Натье к более индивидуальному Луи Токе.

В конце 1730-х годов параллельно с искусством рококо начинает складываться искусство, связанное с идеалами третьего сословия и распространением идей просветительства. В искусство привносится новая нравственная атмосфера, иные добродетели — семейные ценности, искренние чувства, скромность. Особое развитие получают портрет, натюрморт и бытовой жанр. Одним из главных выразителей демократических идеалов французской художественной культуры становится Жан-Батист Грез, возглавивший столь импонировавшее идеям просветителей и ставшее основополагающим сентиментально-нравоучительное течение в живописи («Девушка в сиреневой тунике»).

На смену многочисленным и разнообразным направлениям искусства Франции середины XVIII века приходит новое течение — неоклассицизм. Возрождается прежде основательно забытый исторический жанр, остается популярным бытовой жанр, новое значение приобретают портрет и пейзаж.

Пейзаж в эту эпоху почти всецело определялся творчеством двух прославленных художников, развивавших традиции Клода Лоррена и Никола Пуссена, — мариниста Клода Жозефа Верне («Гавань в Анконе», «Гавань с обелиском», «Водопад в Тиволи») и живописца архитектурных и руинных видов Гюбера Робера («Пейзаж с развалинами Круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию», «Древнее здание, служащее общественной купальней»).

Портретное искусство второй половины XVIII века приобретает еще большее значение, чем пейзаж, и развивает те же неоклассицистические идеи. Необычайную популярность в то время имела Элизабет-Луиз Виже-Лебрен («Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны», «Портрет Анны Питт в виде Гебы»).

Начиная с XVII века и на долгие годы Франция становится ведущей страной в области прикладного искусства.

Двор Людовика XIV с его церемониалами подразумевал убранство, отвечавшее потребностям короля и его окружения. Для этого создаются королевские мануфактуры и мастерские, которые поставляют шпалеры, вышивки, бронзовые изделия, мебель.

Для мебели этого времени характерны монументальность объемов, обобщенность контуров и пышность украшений. Новым типом мебели в середине XVII века становятся кабинеты из черного дерева, украшенные резьбой. Во второй половине столетия распространяется мода на «технику Буль» (от имени самого знаменитого мебельщика этого периода Андре Шарля Буля). Шкафы, кабинеты, комоды в этой технике было принято делать парами: в одном случае фоном служила черепаха, в другом — медь. Работы А. Ш. Буля являются прекрасными образцами так называемого «большого стиля» в мебели XVII столетия.

Стены интерьеров украшают шпалерами. Шпалеры ткались сериями на мифологические, исторические и религиозные сюжеты. В середине столетия их ткали на мануфактуре, которой руководили мастера из Брюсселя — Марк де Команс и Франсуа де ла Планш. В предместье Парижа в доме красильщика Гобелена открыли мануфактуру, получившую название Гобеленовой. Руководил ей и создавал картоны для серий шпалер Шарль Лебрен.

XVIII век — время высочайшего расцвета французского прикладного искусства, когда авторитет Франции в этой области становится абсолютно непререкаемым.

Начальный период перехода от «Большого стиля» к рококо получил название «Стиль регентства». В этот время происходит постепенный переход от величественных форм эпохи Людовика XIV к изысканным формам предметов царствования Людовика XV. Именно в художественных ремеслах ярче всего выявились особенности рафинированного стиля рококо.

Обстановка парадных залов остается достаточно традиционной, в жилых помещениях мебель становится разнообразнее. Она свободно расставляется в пространстве, образуя уголки для чаепития, бесед, шитья, музицирования. Большое распространение получают комоды, а в середине XVIII столетия появляется множество столиков разнообразных форм и декора, удобные угловые шкафчики. В контурах предметов почти не остается прямых линий. Распространение получает техника «маркетри» (набранные из различных пород дерева узоры, наклеенные на деревянную основу).

  • ГЮБЕР РОБЕР Пейзаж с развалинами Круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию. 1789

На смену фаянсу приходит фарфор. Настоящее освоение этого уникального материала началось в XVIII веке, сначала в Венсене, а затем в Севре после перевода туда мануфактуры. Из фарфора создаются целые сервизы и отдельные предметы. В Севре налаживается производство фарфоровой пластики — небольших скульптурок, которые исполняются из неглазурованной массы — бисквита, по моделям лучших художников XVIII столетия — Л.-С. Буазо, Э.-М. Фальконе и др.

Свои коррективы в развитие прикладного искусства вносит эпоха Просвещения, с ее стремлением к простоте, ясности и любви к природе. Во второй половине XVIII века на смену рококо приходит неоклассицизм.

Многие типы мебели сохраняются, но меняются формы и характер отделки. Извилистые линии контуров сменяются прямыми, выявляются особенности конструкции, в декоре используется античная орнаментация из ов, пальметт, меандра, жемчужника. Получают распространение секретеры с откидной доской.

Особое внимание французские мастера неоклассицизма уделяли бронзовым украшениям. Лучшие бронзовщики — Пьер Гутьер и Пьер Филип Томир — сотрудничали с мебельщиками и одновременно создавали самостоятельные произведения декоративной бронзы.

Вновь активно вводятся для украшения интерьеров шпалеры. Их ткут не только на мануфактуре Гобеленов, но в гораздо большем количестве на мануфактуре в Бове и Савонери. Правда, теперь шпалеры все больше напоминают тканые картины, утрачивая декоративные качества, присущие только этому виду художественного творчества.

К выставке подготовлен научный каталог «Искусство Франции XVII — XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа» (СПб.: Славия. 2010). Авторы статей, посвященных живописи и прикладному искусству, — заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства Т. В. Раппе и старшие научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Е. В. Дерябина и Н. К. Серебрянная.

Выставка работает до 16 января 2011 года.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100510_french_art_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100510_french_art_hermitage.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».