Русские художники в Париже: Виктор Кульбак / Victor Koulbak
Продолжаем представлять участников выставки «Born in the USSR — Maдe in France»
Продолжаем знакомить с участниками выставки «Born in the USSR — Maдe in France», которая открывается 22 апреля в Париже.
Виктор Кульбак родился 12 марта 1946 года в Москве, где он окончил среднюю и художественную школы. Учился в Московском полиграфическом институте и работал как художник-оформитель в различных московских издательствах. Пять художественных выставок Виктора Кульбака в Советском Союзе были закрыты властями через 2–3 часа после их открытия. Эмигрировал в 1975 году. Жил и работал в Швеции, США, Японии, Италии, Франции. В настоящее время Виктор Кульбак живет на Мальте.
Его работы, выполненные в старинной технике «серебряная игла», берущей свое начало в эпоху Возрождения, многократно и с большим успехом выставлялись в Франции, Швеции, Норвегии, Японии, Бельгии, Италии, Великобритании, Австрии, Канаде, Германии, США...
Источник:
***
«Красота не начинается с того, что я рисую что-то красивое. Я могу рисовать что-то ужасное. Это другая красота. Я могу сделать прекрасный портрет очень некрасивого лица. И, может быть, у меня больше шансов с некрасивым лицом, чем с красивым. К неочевидной красоте мне надо пробираться, по пути я накоплю энергию, которая потом войдет в рисунок. Это то, что я пытался объяснить своим студентам в Англии. Не делается ваш рисунок красивым из-за того, что вы рисуете что-то красивое. Многие не понимают. Они считают, что великий рисовальщик тот, кто приближается к натуре как можно ближе. Похожесть необыкновенно опасна. Нужно вовремя остановиться. Лишний штрих — и ты переступаешь за черту, где рисунок теряет волшебную способность “исчезнуть”. Изображение приобретет такой вес, который гирей повиснет и не даст душе улететь в другой мир.
Я рисую рисунок, вы понимаете? Конечная цель — нарисовать не предмет, который перед тобой, а рисунок. У рисунка свои собственные законы, и они могут отвергать законы предмета. Форма груши, которую я рисую, рисунком может быть отвергнута. Она будет такая (рисует в воздухе куб), чтобы рисунок получился. Ни в коем случае нельзя поддаваться диктату предмета. Больше того. У этого рисунка есть “нервный центр” — как при иглоукалывании. Если ты в него попадешь, рисунок на бумаге оживет. Если ты нашел эту точку, то даже можешь не заканчивать рисунок. Есть огромное количество незаконченных совершенных рисунков старых мастеров. Они поняли это. Некоторые запачканы сажей, с масляными пятнами... но они оказались чудесным образом именно в “нервных” точках. А реставраторы пытаются вычистить! Удалить часть красоты».
Источник:
Подробнее о Викторе Кульбаке см. Боков Н. Золотая осень и серебряная игла. Разговоры с Виктором Кульбаком // Новый журнал. 2008. №№
***
«О Викторе Кульбаке.
Приехав в Париж, мы решили попытаться устроиться пожить в Cité des Arts — “городке художников”, но неизвестно, увенчались бы это попытки успехом, если бы нам не помог Витя Кульбак, который там жил, и у которого были очень хорошие отношения с директрисой этого “городка”.
Витя поразил мое впечатление своей элегантностью, деловитостью и бойкостью, с которой он говорил по-французски (я ему жутко тогда завидовала: сама была в то время совсем бессловесной тварью — знала по-французски только oui и non). Витя отнесся к нам очень дружелюбно, давал массу вполне разумных советов.
Собственно, без Вити мы, возможно, и не выжили бы: деловито осведомившись о том, что я умею делать, и услышав в ответ, что я искусствовед, он безнадежно махнул рукой, но оживился, когда я прибавила, что умею вязать, куда-то позвонил, а потом дал мне адрес потрясающего, роскошнейшего магазина, продавщицей которого была его знакомая (по-моему, она была в него безответно влюблена), и тем самым предопределил мою судьбу на последующие три года, в течение которых я связала несметное количество всяких кофточек, обеспечивая своих — Мишу, Шарика и Тузю — пропитанием.
Витины рисунки похожи на него самого — суховатые, элегантные, мастеровитые. Он с безразличием относится к новейшим тенденциям и идет по своему пути. Я считаю, это достойно уважения.
Кстати — это для будущих историков — в 1979 году именно по инициативе Кульбака была проведена выставка Les Russes à Paris (“Русские в Париже”) в галерее “Белен” (Bellint)».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100415_koulbak.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100415_koulbak.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.