«Фотобиеннале-2010»: Пьер Була
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Пьер Була / Pierre Boulat. Ретроспектива»
Сегодня, 26 марта, в Московском музее современного искусства (Тверской б-р, 9) в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале-2010» открывается выставка «Пьер Була / Pierre Boulat. Ретроспектива».
Пьер Була не занимался искусством, он занимался фотографией. Он всегда говорил: «Я, как сантехник, просто делаю свою работу фотографа». Работа трудная, часто неблагодарная, но делал он ее добросовестно и со страстью. Он занимался фотографией ежедневно, он видел, думал, говорил и писал на языке фотографии, и не было для него большей свободы, чем фотографировать то, что он любил: жизнь, людей, женщин (в первую очередь), друзей, облака, самоубийц… Все, кроме войны и нищеты, ибо не переносил несчастья ближних. Артур Рубинштейн, Ив Сен-Лоран, курсанты Вест-Пойнта, польские шахтеры, улыбка девы Марии у Фра Анжелико… И всех их он снял одинаково удачно. В течение шести десятилетий это и составляло его счастье. Но он никогда не искал легких путей. Вспоминаю лето, когда он решил снимать движение звезд в небе. Он мог бы просто купить необходимый для этого объектив. Нет, он предпочел сделать объектив сам, при помощи деталей от конструктора, и мы проводили все ночи августа месяца на террасе с аппаратом, смотрящим в небо… Для него это тоже было частью фотографии: что-нибудь изобрести, а идей у него было множество; технически все продумать и сделать, а у него на то были возможности; снять фотографию и поделиться результатом со всеми окружающими, — в этом он никогда себе не отказывал. Он любил фотографию и потому любил показывать свои снимки. Это не было эгоцентризмом, это не было тщеславием. Он, таким образом, делился с другими своими удовольствиями. Это он тоже любил — делить с другими радость жизни и быть свободным. Проехать через всю Европу за рулем собственной машины, летать на биплане, рискуя разбиться, преодолеть южноливанские холмы с арафаткой на голове, оказаться в самой гуще антиамериканской демонстрации в Китае…, чтобы снять фотографию. Вся жизнь Пьера в этом — на конце его объектива.
Оливье Каппелен сказал о нем: «Тонкое восприятие людей и мира позволяло ему находиться сразу в центре всего того, на что он смотрел: будь то свет, вещество или персонаж. Он, как шаман, был одновременно и действующим лицом, и исполнителем, и, в конечном счете, создателем, так как прибавлял к голому факту собственный „взгляд“, который благодаря своей удивительной динамичности позволял видеть все виртуальное, таящееся в реальности, замечать все возможные ее интерпретации. Он без конца обогащал и углублял то, на что давал всем посмотреть… Главным для него было постоянное обновление фотографии. Так он и снимал, стараясь всегда находиться в самом сердце рождающегося движения».
Пьер Була родился 3 июня 1924 года в небольшой деревне департамента Сен-и-Марн. Можно сказать, что он родился с фотоаппаратом в руках: всю жизнь он жил, думал, действовал, писал только фотографией и ради фотографии. В 1938 году он организует маленькую лабораторию для проявления любительских снимков и начинает делать фотографии на документы для Мэрии. В 1940 году он поступает в Национальную школу фотографии и кинематографии в Париже, которую заканчивает в 1943 году, лучшим в выпуске. Чтобы избежать принудительных работ в Германии, он переходит из оккупированной территории Франции в свободную зону и работает в Виши в Фотографической службе главы государства (S. C. P.).
Сразу после освобождения Франции от немецкой оккупации, Пьер Була начинает работать фотографом в еженедельнике Samedi soir, затем в France-dimanche, Elle и Paris-Press. Он снимает политических деятелей, происшествия, новости, знакомится с Ближним Востоком и совершает свое первое путешествие в США, растянувшееся на 4 месяца.
В 1948 году Була едет в Каир, где издает книгу «Образы Египта». Вернувшись в Париж в 1950 году, он открывает студию моды и работает независимым фотографом для парижской и американской прессы. Делает серию репортажей для еженедельника Look Magazine — «Малые гостиницы в Париже», «Квартал Гут д’Ор», «Потерянное детство», за которые получает премию энциклопедии «Британика».
С 1955 года Пьер Була работает в знаменитом американском журнале Life Magazine, с которым в 1957 году подписывает свой первый договор. Его сотрудничество с Life закончится только с закрытием журнала в декабре 1972 года. Новости, политика, мода, портреты знаменитостей, репортажи со всего мира — вот его темы.
За это время Пьер Була делает несколько сенсационных репортажей. Он становится первым западным журналистом, приехавшим в СССР с момента окончания Второй мировой войны (1955), первым западным журналистом в послереволюционном Китае (1964). Була делает ставшими знаменитыми репортажи «Академия Вест-Пойнт, США» (1957), «Взгляд на американскую женщину» (1957), «Палестинцы» (1970), «Борьба против наркотиков в средиземноморском бассейне» (1970).
Тогда же он делает несколько обложек для журнала Time.
В 1972 году Стэнли Кубрик выбирает Пьера Була фотографом первой части фильма «Космическая одиссея 2001».
После закрытия журнала Life Пьер Була получил 200 кг архивных материалов — черно-белых и цветных негативов, которые сегодня хранятся в архиве агентства «Космос». Он снова становится независимым фотографом, выпускает в серии Time Life Books книгу о пустыне Сахара и работает по договору с People Magazine в течение пяти лет. Он также сотрудничает с Smithsonian и журналами: Geo, Le Figaro Magazine, Actuel, Newton au Japon, Le National Geographic Magazine, для которых делает большой репортаж о Карраре. Участвует в нескольких коллективных проектах: «День в жизни Австралии», «Привет Сингапуру», «3 дня во Франции». В 1984 году Була делает каталог для выставки модельера Ива Сен-Лорана в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
В 1982 году начинается сотрудничество Пьера Була с Paris Match, которое продлится 10 лет и позволит ему раскрыться как мастеру большого репортажа. Это и работы о Рихарде Вагнере, Ференце Листе, Первом крестовом походе, Маргарет Митчелл… репортаж о моде по случаю двадцати лет творчества Ива Сен-Лорана, эссе о «жизни французов в 2017 году», о Дунае и путешествии Христофора Колумба.
Два его репортажа для Paris Match будут представлены на выставках: «Высадка в Нормандии» в Галерее Олимпус в Форум-де-Аль (1984), работа в трех частях «Французская революция» в галерее Canon на площади Бобур (1988).
В 1992 году Пьер Була участвует в Международном фестивале в Перпиньяне Visa pour l’Image с выставкой «Мои годы работы в Life, 50 лет фотографии» и публикует книгу с тем же названием. Эта выставка будет показана региональными отделениями Национального фонда современного искусства (FNAC) — галереей Chambre claire в Париже и фестивалем Arret sur l’Image в Бордо в апреле 1993 году.
В 1992 году галерея Les Procedes в Ванв показывает выставку Пьера Була «Женщины». На фестивале в Перпиньяне Visa pour l’Image он выставляет работу, сделанную специально для этого фестиваля «Перпиньян, вот он какой!» (1993), а в 1994 году ему вручается медаль «Кавалера Литературы и искусств».
Национальный фонд современного искусства (FNAC) приобретает около десяти произведений Пьера Була на тему моды и серию о североафриканцах в Париже.
В том же году Пьер Була начинает работу над проектом «Старение носа дегустатора вина» — это книга с черно-белыми и несколькими цветными фотографиями о вине и вкусе, посвященной Лионелю, дегустатору Бернара Луазо. Була публикует книгу «Спокойной ночи, Пьер», юмористическое и фантазийное продолжение его журналистской работы (выставка в парижской галерее Натали Серусси).
Пьер Була, который в конце жизни страдал болезнью Паркинсона, умер 11 января 1998 года, посвятив 60 лет успешной работе в области фотожурналистики.
Выставка в ММСИ продлится до 25 апреля.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100326_pierre_boulat.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100326_pierre_boulat.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.