В Нью-Йорке проходит ретроспектива Марины Абрамович
Посетители могут сесть напротив художницы и посмотреть ей в глаза
Недавно в Нью-Йоркском Музее современного искусства (МоМА) открылась ретроспектива «бабушки искусства перформанса», сербской художницы Марины Абрамович (Marina Abramović, р. 1946). Выставка охватывает четыре десятилетия ее творческого пути. Посетители могут увидеть больше 50 произведений — фотографии, инсталляции, саунд- и видеоарт, и, конечно же, перформансы, один из которых «исполняет» сама Абрамович. Шесть дней в неделю, семь с половиной часов в день она неподвижно сидит за столом в пустом музейном зале и смотрит в глаза посетителям, которые усаживаются напротив. Сидеть с Абрамович можно, пока не надоест (или пока не прогонят те, кто также хочет стать частью ее произведения). Перформанс называется The Artist is Present («Художница присутствует»). Он продлится до самого закрытия выставки, то есть до 31 мая. Если Абрамович выдержит — без сомнения, для нее эта работа связана с серьезным физическим напряжением, — то продолжительность перформанса составит более 600 часов.
Абрамович не впервой экспонировать свою уязвимость: в 2002 году, демонстрируя перформанс «Дом с видом на океан», она двенадцать дней жила в подвешенной на стене галереи «квартире», на глазах у посетителей. Ее целью было показать «ритуальность» обычных, повседневных действий. Все 12 дней художница не ела и не разговаривала. Спуститься вниз она тоже не могла: к лестницам были приделаны ножи.
С самого начала своей карьеры Абрамович проделывала со своим телом и духом эксперименты, которые многие наверняка могут назвать жестокими. Она вырезала на своем животе коммунистическую звезду, публично принимала таблетки, которые вызывали у нее конвульсии или, воздействуя на мозг, превращали ее в «овощ», а также чистила окровавленные коровьи кости (в произведении, говорящем об ужасах войны). Одним из самых известных перформансов Абрамович стал тот, где она полностью предоставила себя зрителям, предложив им использовать 72 предмета, среди которых были нож и заряженный пистолет. Мало-помалу участники разделились на тех, кто хотел причинить художнице боль, и тех, кто защищал ее. В итоге, когда кто-то вознамерился использовать пистолет по назначению, последние потребовали прекратить действо.
Тринадцать лет (с 1976-го по 1989-й) Абрамович выступала вместе со своим возлюбленным, художником Улаем (Ulay). Они превратились «в одно существо», одевались и вели себя одинаково. На их счету значительное число мощнейших произведений, посвященных теме отношений между любящими людьми. Однажды они 17 часов были связаны друг с другом волосами. В другой раз они дышали друг другу в рот, пока не упали от изнеможения. «Главным героем» перформанса «Энергия покоя» была стрела, направленная прямо в сердце Абрамович: Улай натягивал тетиву, а художница тянула лук на себя. Расстались они в самой середине Великой Китайской Стены, по которой они шли навстречу друг другу целых три месяца.
Художница пригласила для участия в выставке нескольких учеников, которые «воссоздают» пять ее знаменитых перформансов. В их числе — тот, где мужчина и женщина (в оригинальном исполнении это были, конечно же, Абрамович и Улай) стоят, полностью обнаженные, в дверном проеме, и зрители вынуждены между ними протискиваться. Посетитель сам решает, кому в глаза при этом смотреть — мужчине или женщине, — и это может сказать многое о нем самом.
Интервью с Мариной Абрамович можно прочитать здесь.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100318_marina_abramovic.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100318_marina_abramovic.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.