Ретроспектива Михаила Одноралова в ГТГ
Сегодня в Третьяковской галерее открывается персональная выставка Михаила Одноралова, одного из наиболее активных участников нонконформистского движения 1960–80-х годов
Сегодня, 4 февраля, в Третьяковской галерее (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12) открывается персональная выставка Михаила Одноралова (род. 1944). одного из наиболее активных участников нонконформистского движения 1960–80-х годов. Это первый показ работ художника в России после его эмиграции в США в 1980 году. В своем творчестве М. Одноралов, как и многие другие представители неофициального искусства, апеллирует к русскому авангарду и модернизму начала XX века, а также использует опыт концептуализма и поп-арта.
В биографии М. Одноралова, члена Союза художников с 1968 года, были и официальные выставки, и борьба за свободу творчества в рамках квартирных выставок и первых открытых экспозиций неофициального искусства в середине 1970-х. В 1960-х М. Одноралов попал в круг художников Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Михаила Рогинского. Он был одним из организаторов многочисленных квартирных выставок и знаменитой «Бульдозерной» в Беляево в 1975 году. В том же году совместно с Оскаром Рабиным живописец инициировал показы работ художников андеграунда в павильоне «Пчеловодство» и в Доме культуры ВДНХ.
М. Одноралов начинал как мастер городского пейзажа и натюрморта, и эти жанры определили все его дальнейшее творчество. Так же как и в начале ХХ века, в 1960-е натюрморт стал полем для художественно-пластических экспериментов. Предметы в натюрмортах художника всегда одиноки, разобщены. Некоторые разбиты, искажены, каждый из них имеет свою «биографию», читаемую на «лице» предмета.
Во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов художник разрабатывал идею «эквивалентного пространства» — сосуществования в картине одновременно нескольких перспективных планов. «Эквивалентное пространство» М. Одноралова — это синтез и переосмысление нескольких линий модернизма. Цветные, геометрически четкие плоскости, служащие одновременно и фоном для натюрмортов, и средством построения композиции, отсылают к метафизической живописи и опытам кубизма.
Тему кукол и статуй — «статичных людей» — М. Одноралов начал развивать в «американский» период. Холодные геометрические плоскости, в которые он помещает своих персонажей, структурируют композицию картины. Эти приемы стали визитной карточкой мастера в работах последних лет.
В состав экспозиции вошло более 60 живописных работ, созданных художником с начала 1960-х годов, из музейных и частных коллекций, а также объект «Пальто Одноралова» (ГЦСИ), единственный раз показанный на выставке в Доме культуры ВДНХ в 1975 году.
Выставка открыта для публики с 5 по 28 февраля.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100204_odnoralov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100204_odnoralov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.