Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси
Сегодня в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка японской гравюры из частной коллекции А. С. Орлова-Кретчмера
Сегодня, 15 декабря, в Главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (31-й зал) открывается выставка японской гравюры из частной коллекции А. С. Орлова-Кретчмера «Жизнеописания 47 верных самураев в гравюрах Утагава Куниёси (1797–1861)».
Всего в экспозиции будет представлено 55 листов. Из них 51 лист составляет полную серию «Сэйтю Гисидэн», один лист является редким вариантом второго листа, и три листа составляют триптих, созданный художником одновременно с серией (это еще большая редкость, чем сама серия).
Таким образом, публика ознакомится с единственным в мире полным собранием гравюр. На выставке они будут впервые экспонироваться вместе с переводами биографий персонажей. Переводы выполнены М. В. Успенским, А. Марксом и М. В. Торопыгиной. Известный коллекционер, доктор социологических наук, профессор Александр Сергеевич Орлов-Кретчмер заинтересовался серией «Сэйтю Гисидэн» Куниёси и собирал по всему миру гравюры из этого цикла. То, что это было непростой задачей, подтверждает тот факт, что ни в одном из известных зарубежных и российских музейных собраний нет столь полной серии гравюр Куниёси «Сэйтю Гисидэн».
Серия ксилографий связана с реальной историей, произошедшей в Японии в 1701 году. Сорок семь самураев, после гибели своего хозяина стали ронинами, или воинами без сюзерена. Более года они вынашивали план возмездия, а затем зимой 1702 года в 14-й день 12-й луны напали на замок виновника гибели их хозяина, отрубили ему голову и возложили ее на могилу своего покойного сюзерена. Акты возмездия были запрещены в стране, поэтому поступок верных воинов всколыхнул всю страну. С одной стороны, воины нарушили закон, с другой — они следовали кодексу воина и долгу по отношению к своему господину. Верные самураи были приговорены к казни, но под давлением общественного мнения казнь была заменена почетной смертью через совершение харакири. Воины были захоронены рядом со своим хозяином на кладбище при храме Сэнгакудзи в городе Эдо (ныне Токио).
История сорока семи ронинов занимает в искусстве Японии место не менее значительное, чем само это событие в японской истории. Она стала излюбленной темой в литературе, театре и изобразительном искусстве Японии. Сюжет «Сорока семи преданных самураев» стал популярным и среди самых известных японских художников, работавших в технике гравюры на дереве. Огромное количество гравюр послужило иллюстрациями к пьесам, написанным для традиционного японского театра Кабуки. Пожалуй, ни одна другая тема в японском искусстве не может сравниться в популярности с историей вассальной преданности сорока семи самураев. Большинство художников второй половины XVIII — XIX века создавали работы на этот сюжет. Даже великий Утамаро, известный как певец женской красоты, или знаменитые пейзажисты Хокусай и Хиросигэ неоднократно обращались к пьесе «Канадэхон Тюсингура» («Сокровищница вассальной преданности»). Но самой популярной в Японии стала серия работ Куниёси.
Утагава Куниёси, прозванный при жизни «муся-э но Куниёси», или «Куниёси (рисующий) воинов», обратился к этой теме еще в самом начале своего творчества. В 1814 году вышла книга «Гобудзи Тюсингура» с его иллюстрациями. Кроме того, художник создал несколько серий с портретами героев этой пьесы. Поскольку в период Эдо (1603–1867) в Японии было строжайше запрещено изображать исторические события недавнего прошлого, действие пьесы было перенесено в конец XII века, а имена всем известных героев слегка изменены, но при этом они были настолько созвучны подлинным именам, что публика их легко узнавала.
Серия «Сэйтю Гисидэн» занимает особое место в творчестве Куниёси. Это самая первая серия мемориальных портретов сорока семи ронинов, послужившая образцом для подражания многим другим художникам. Серия была начата в августе 1847 года и завершена в январе 1848 года.
Художник обратился к широко известному и поощряемому правительством новому жанру муся-э (изображения воинов) и создал новый тип героического портрета, ставшего очень популярным в середине XIX века. Гравюры изображали легендарных воинов в сопровождении текстов, описывающих биографию или содержание их легендарного поступка, связанного с возмездием. Тексты к гравюрам написаны японским литератором Иппицуаном (настоящее имя Икэда Ёсинобу, 1790–1848).
Самоотверженный поступок сорока семи самураев в Японии чтят и в наши дни. Каждый год 14 декабря тысячи паломников посещают храм Сэнгакудзи в Токио, чтобы отдать дань памяти преданным воинам. В эти же дни в театрах Кабуки дают представления, а по телевизионным каналам показывают фильмы, посвященные подвигу сорока семи отважных воинов.
Выставка серии гравюр «Сэйтю Гисидэн» Утагава Куниёси — событие знаменательное для всех любителей искусства. Увлечение японской культурой пережили многие европейские страны в конце XIX — начале ХХ века. В России японские гравюры собирали такие известные коллекционеры, как Д. Щукин, С. Остроухов, художники И. Грабарь, Г. Нисский, М. Ларионов. В ГМИИ им. А. С. Пушкина тоже есть собрание японской гравюры, в основе которой — частная коллекция русского морского офицера С. Н. Китаева.
Коллекция А. С. Орлова-Кретчмера ранее не демонстрировалась ни в одном музее России. Открытие этой выставки будет сопровождаться презентацией альбома, изданного владельцем, в котором эта коллекция впервые опубликована: «Эстетика возмездия самурая» (Издательство Арт-бюро «Классика». Москва, 2009).
Выставка работает до 14 февраля 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091215_kuniyosi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091215_kuniyosi.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.