«Шевченята восторженно на Шевченко смотрят…»
Сегодня в галерее «Ковчег» открывается выставка «Шевченята восторженно на Шевченко смотрят…». Представлены работы Ростислава Барто, Екатерины Зерновой, Василия Почиталова, Бориса Рыбченкова, Баки Урманче, Татьяны Шевченко и других авторов
Сегодня, 10 декабря, в галерее «Ковчег» (ул. Немчинова, 12) открывается выставка «Шевченята восторженно на Шевченко смотрят…». Представлены работы Ростислава Барто, Бориса Голополосова, Екатерины Зерновой, Валерия Каптерева, Василия Почиталова, Бориса Рыбченкова, Ольги Соколовой, Павла Сурикова, Баки Урманче, Сергея Хамкина и Татьяны Шевченко.
В заглавие выставки вынесена цитата из рукописного альманаха «Бедлам» (1927), принадлежащая художнику Борису Рыбченкову, участнику прославленной группы «Тринадцать», живописцу и рисовальщику. В 1921 году он твердо решил стать учеником Александра Шевченко: годом раньше, 1 января 1920 года бывший участник «Салона Издебского», выставок «Ослиный хвост» и «Мишень», соавтор манифеста «Цветодинамос и тектонический примитивизм» Шевченко был назначен профессором живописи в столичном ВХУТЕМАСе.
«Александр Васильевич обладал замечательным даром ничего не навязывать своим студентам, ничем не мешать их развитию, — вспоминал Рыбченков. — А. В. Шевченко не искал в нас своего зеркального отражения. Тех же, кто пытался ему подражать, сторонился. В каждом из нас видел он прежде всего художника, каждого направлял в соответствии с его дарованием и возможностями... Щедро, ненавязчиво одаривал он бесценным артистизмом в ремесле живописца и запасом нравственной прочности, без чего ни художником, ни человеком стать невозможно».
Рыбченкову вторит Ольга Соколова: «Самое замечательное в системе преподавания Александра Васильевича было то, что он не навязывал ученикам себя, в то время как у наших соседей, например Фалька, Кончаловского, выходили маленькие “фальковята” или маленькие “кончаловята”, и впоследствии приходилось им еще долго находить самих себя. Шевченко занимался с каждым в его манере, то есть находил в его работе присущие ему особенности и в разрезе этих его качеств вел с ним разговор».
Двенадцать лет посвятил Шевченко педагогической работе во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе, причем шесть лет подряд его избирали деканом живописного факультета, пять лет он заведовал станковым отделением, год — декоративным отделением, пять лет являлся председателем Предметной комиссии, два года — членом Правления ВХУТЕМАСа. Кроме того, в 1920-е годы Шевченко участвовал в работе секции монументального искусства при создании ИНХУКа (Института художественной культуры), а также в работе опытной комиссии по живописно-скульптурно-архитектурному синтезу РАХН (Российской академии художественных наук).
Через мастерскую Шевченко прошли десятки студентов; имена многих из них — Петра Вильямса, например, или Андрея Гончарова — сегодня широко известны, а их произведения составляют «золотой запас» отечественного искусства середины ХХ столетия. Достаточно сказать, что организованное в 1926 году общество «Цех живописцев» состояло в основном из учеников Александра Васильевича. Но кончилось все, разумеется, плохо. В архиве семьи художника сохранились черновики его письма на имя наркома просвещения Бубнова. Незаслуженная травля, увольнения коллег, громогласные обвинения в «разлагающем влиянии» вынудили Шевченко уйти из института. «Мне странно слышать о моем дезорганизующем влиянии на молодежь в то время, когда произведения и деятельность моих бывших учеников повсюду находят высокую оценку со стороны соответствующих государственных художественных учреждений», — писал художник.
В планах Государственной Третьяковской галереи есть выставка по случаю 125-летия Александра Шевченко; «Ковчег» же напоминает имена некоторых его последователей. Исчерпывающая выставка работ всех воспитанников мэтра, наверное, просто невозможна: помимо долгих лет работы во ВХУТЕМАСе художник преподавал во Всесоюзной Академии Архитектуры, Центральном Художественно-промышленном училище, в дальнейшем переименованном в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ), Московском текстильном институте.
Кроме того, он стал главным учителем для своей дочери, Татьяны Александровны Шевченко — художника-живописца, оказавшей особое влияние на формирование творческой программы галереи «Ковчег». Ростислав Барто, Валерий Каптерев, Ольга Соколова, другие мастера из «круга Шевченко» и прежде не раз были участниками выставочных проектов галереи. Нынешняя экспозиция подготовлена на основе московских частных коллекций. Выставку составили произведения разных десятилетий ХХ века: как вспоминал еще один шевченковский последователь, Василий Почиталов, «его ученики все остались по своему духу преданными искусству художниками».
Выставка работает до 24 января 2010 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091210_shevchenyata.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091210_shevchenyata.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.