Art Investment

«Автопортрет и портрет художника. XVIII — XXI вв.»

В Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств открыта выставка «Автопортрет и портрет художника. XVIII — XXI вв.». В экспозиции представлены портреты из собрания музея

В Парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств (Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17) открыта выставка «Автопортрет и портрет художника. XVIII — XXI вв.».

Экспозиция посвящена образу Творца в изобразительном искусстве. Каким видит себя художник и каким он хочет, чтобы его видели окружающие? Каким он хочет остаться для потомков? Как художники изображали собратьев по цеху? На эти вопросы пытается ответить выставка, ядром которой является замечательное собрание портретов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

В Рафаэлевском зале сосредоточены живописные работы начала XIX — начала XX века, карандашные и скульптурные портреты русских художников. Среди них немного автопортретов, но каждый из них по-своему уникален. В отличие от хорошо известного «Автопортрета с братом» (1814) П. В. Басина, выполненного во время обучения, «Автопортрет, освещенный сзади» (1816) А. Г. Варника (Варнека), а также автопортреты С. С. Пименова (1830-е), В. И. Штернберга (конец 1830-х), И. К. Макарова (конец 1830-х — начало 1840-х), Ф. М. Гувениуса (1837), М. Н. Чивилева (1858) известны мало. Как правило, все они, за исключением автопортретов Варнека и скульптора С. С. Пименова, выполнены молодыми людьми в начале их творческого пути.

Особенно прочно с Академией художеств был связан А. Г. Варнек (1782–1843), довольно полно представленный в собрании музея, где хранится шесть портретов его работы. Сын краснодеревщика из Данцига, молодой живописец, учившийся в Академии у С. С. Щукина, после возвращения из Италии в 1810 году начал сам преподавать в alma mater. Возглавив вначале класс миниатюрной живописи, он с 1828 года становится руководителем портретного класса. Академия художеств часто привлекала Варнека для консультаций как эксперта, когда вставал вопрос о приобретениях произведений для академического собрания или Императорского Эрмитажа. В дополнение к преподаванию, Александр Григорьевич с 1824 года был хранителем рисунка и эстампов Эрмитажа, а с 1832 — заведовал Кабинетом эстампов в Академии художеств. Варнек неоднократно обращался к жанру автопортрета: известны его написанный в Риме «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1805–1806, ГТГ), два «Автопортрета в бархатном берете с рейсфедером в руках» (один из них в ГРМ, другой в ГТГ), в Третьяковской галерее находятся еще два автопортрета мастера. На выставке показан «Автопортрет, освещенный сзади» из собрания музея. Именно у Варнека учился Ф. М. Говениус (Гувениус) — живописец, о котором почти ничего не известно, за исключением того, что в 1832 году он получил звание свободного художника. На подрамнике есть надпись, сделанная заботливыми родственниками для того, чтобы память о предке-художнике в семье сохранилась. Помимо фамилии и имени молодого живописца, указано название работы, год создания и даже число и месяц рождения автора, чей автопортрет был приобретен в музей в 1935 году у внучки художника.

Особого внимания заслуживает портрет архитектора А. М. Горностаева, выполненный неизвестным русским живописцем между 1834 и 1838 годами, когда Горностаев находился в Италии. Алексей Максимович Горностаев считался «истинным возродителем национального стиля в новейшем русском зодчестве». Поступив в 1829 году в Царскосельское дворцовое управление помощником архитектора к профессору А. П. Брюллову, он в 1831 году принял участие в строительстве Михайловского театра в Санкт-Петербурге. По возвращении из Италии Горностаев вновь работает под руководством А. П. Брюллова в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца. Из построек Горностаева наиболее известны дача графа Орлова-Денисова в Коломягах; римско-католический коллегиум в Санкт-Петербурге, перестроенный из усадьбы Державина; Успенский собор в Хельсинки. С конца 1840-х начинается новый этап в его творчестве, связанный с работой над проектом церквей и монастырских зданий на острове Валааме и в Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В них он отошел от господствовавших тогда ренессансных и псевдовизантийских форм. Его поиски были направлены на творческое переосмысление древнерусской архитектуры и романского зодчества. По чертежам Горностаева были возведены две постройки в центре столицы — часовня Христа Спасителя Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря на Невском проспекте, № 33а, у Гостиного двора, снесенная в 1929 году, и дом подворья Троицко-Сергиевской лавры (набережная р. Фонтанки, 44).

И. К. Макаров, модный портретист второй половины XIX столетия, представлен своим юношеским автопортретом, выполненным в конце 1830-х — начале 1840-х, еще до поступления в Академию художеств, когда он учился у отца в школе живописи в Саранске. Слабое здоровье не позволило развиться таланту двух даровитых художников — В. И. Штернберга и М. Н. Чивилева, чьи автопортреты можно видеть в экспозиции. Василий Иванович Штернберг (1818–1845) учился в Академии художеств у М. Н. Воробьева. Его автопортрет ориентировочно датируется временем завершения академического курса. В 1838 году он получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для усовершенствования. 27-летний художник скончался за границей. Из всех его работ сохранились лишь итальянские этюды, которые охотно покупали русские коллекционеры Ф. И. Прянишников, П. М. Третьяков. Еще меньше — 24 года жизни — было отпущено М. Н. Чивилеву (1837–1861). Исторический живописец, он учился у Ф. А. Бруни и успел получить только малую золотую медаль за картину «Сцена из Олимпийских игр. Бег», на которой изобразил себя в образе глашатая. Отправленный для лечения от чахотки за границу, Чивилев умер в Дрездене и не успел завершить «Автопортрет» (1858). Живописные достоинства работы и талант юного художника очаровали устроителей большой выставки портретов, проходившей в 1905 году в Таврическом дворце, и они включили произведение в ее состав.

На выставке экспонируются портреты известных живописцев, скульпторов, граверов и архитекторов, написанные собратьями по профессии. Некоторые подчеркнуто репрезентативны — это, как правило, программы, за которые присуждались звания академика. Среди них выделяются портреты живописцев А. Е. Егорова, которого современники называли «Русским Рафаэлем», работы А. А. Васильева; А. И. Иванова, И. С. Бугаевского-Благодарного; пейзажиста М. Н. Воробьева кисти С. С. Ершова. Все они изображены с «околичностями» — атрибутами профессии (книгами, гравюрами, кистями, папками с рисунками, мольбертами). Несколько особняком стоит «Портрет графа Ф. П. Толстого» работы П. Н. Михайлова (1815), принесший автору звание академика. Произведение отличается поэтической трактовкой образа. Ф. П. Толстой занимался живописью, скульптурой, иллюстрировал литературные произведения; сочинял оперы и балеты. Широкую известность и признание ему принесла серия медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. Живописец-баталист А. И. Зауервейд, закончивший Дрезденскую Академию художеств, прибыл в Петербург в 1817 году по приглашению великого князя Николая Павловича уже известным художником. Зауервейд стал первым живописцем императора Николая I, и в 1831 году он был назначен руководителем батального класса Академии художеств. Изображение профессора выполнено в начале 1840-х его учеником Г. (Б.) П. Виллевальде, возглавившим батальный класс после кончины Зауервейда. В 1845 году Виллевальде удостоен звания академика «по известным трудам по части батальной живописи» и за портрет А. И. Зауервейда, попавший, вопреки традиции, в семью изображенного, а не в академическое собрание. В 1867 году картина была приобретена Академией у вдовы сына художника, Л. А. Зауервейд.

Из портретов художников-педагогов выбраны изображения мастеров, сумевших оказать влияние на развитие русского искусства — не только через собственное творчество, но и через своих учеников. Это А. И. Иванов, А. Е. Егоров, К. П. Брюллов и П. П. Чистяков. Именно у первых двух профессоров учился К. П. Брюллов, живописец, удостоившийся триумфа за границей и получивший признание на родине. Копия знаменитого брюлловского автопортрета 1848 года, выполненная его учеником А. О. Корицким, прекрасно передает достоинства оригинала.

Большая коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств» создавалась учениками Ильи Ефимовича с 1899 по 1903 год по эскизу Б. М. Кустодиева, изображенного спиной к зрителю на первом плане. На полотне мы видим И. Е. Репина, Ф. А. Малявина (в центре), И. Я. Билибина, И. С. Куликова, А. А. Мурашко, Д. Ф. Богословского, А. П. Остроумову. Интерьер мастерской до сих пор сохранился, сейчас это мастерская профессора Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина В. В. Соколова (а до него — В. В. Пименова). В те годы, когда Всероссийская Академия художеств находилась в Ленинграде и ее возглавлял ученик И. Е. Репина И. И. Бродский, он вел занятия в мастерской, в которой некогда учился сам. Картина А. П. Зарубина «Профессор И. И. Бродский в мастерской со своими учениками» 1938 года продолжает экспозицию в Тициановском зале.

Рисунок русских художников представлен работами В. Е. Савинского, И. Е. Репина, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, И. Б. Стреблова, В. С.Щербакова, выполненными в начале XX столетия. Открытием станут рисунки Ивана Богдановича Стреблова (1875–1951) — портреты Г. Р. Залемана (1915) и В. В. Матэ, только что прошедшие сложную реставрацию. Особый интерес представляет рисунок П. В. Митурича «Художник Н. С. Самокиш за работой в прифронтовой полосе» (1915). Произведения А. И. Лактионова, О. А. Еремеева, Ю. М Непринцева, А. А. Мыльникова также характеризуют развитие жанра портрета в XX веке, но уже в более поздний период — в 1930–90-е годы. Портрет Е. Е. Моисеенко выполнен В. С. Михайловым в 1998 году, в годовщину смерти учителя, и подарен автором музею.

Автопортреты и портреты художников XX — XXI веков, размещенные в Тициановском зале, наглядно показывают эволюцию жанра. Автопортреты А. П. Мочалова (1918) и Н. А. Павлова, А. П. Шепелюка (1935) и В. И. Суворова (1952); «Портрет скульптора В. В. Лишева» (1953) А. И. Васильева, портреты В. Л. Рыбалко работы Е. Е. Моисеенко, «Портрет А. Д. Зайцева» (1971) А. И. Пархоменко, «Портрет скульптора М. А. Керзина» (1976) В. М. Орешникова, картины Ю. М. Непринцева, Н. Н. Репина дают возможность практически по десятилетию представить себе развитие портретного творчества классического направления.

Живописные автопортреты художников XX столетия, хранящиеся в собрании музея, почти монохромны, отличаются чрезвычайным лаконизмом исполнения и скупостью изобразительных средств. В отличие от них, в обоих автопортретах Г. П. Егошина, одного из сильнейших современных представителей петербургской школы, решаются прежде всего проблемы создания образа и живописные задачи (так же, как и в «Портрете скульптора Л. Лазарева» А. В. Хачатряна).

Русская гравюра представлена именами С. Владимирова, Н. И. Уткина, Ф. И. Иордана, Ф. И. Веревкина, В. В. Матэ, В. И. Маковского, М. В. Рундальцева, А. Н. Прошкина, Ю. М. Непринцева.

На выставке значительное место уделено изображению мастерской: «Постановка натуры в мастерской И. Е. Репина в Академии художеств», «Профессор И. И. Бродский в мастерской со своими учениками» А. П. Зарубина, «Мастерская» Е. Е. Моисеенко, «В мастерской» С. Л. Шаталова. На последних двух картинах изображена бывшая батальная мастерская Академии художеств, находящаяся в небольшом строении академического сада. В 1957–1988 годах ее руководителем был Е. Е. Моисеенко, посвятивший изображению мастерской одно из своих произведений, два варианта которого находятся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств. В. С. Михайлов, ученик Евсея Евсеевича, помимо карандашного портрета учителя, представлен картиной «Мои однокурсники».

Скульптурный раздел включает произведения известных русских ваятелей — И. П. Витали («Портрет К. П. Брюллова») и его ученика Ф. Ф. Каменского («Портрет Ф. А. Бруни»), М. А. Чижова и В. А. Беклемишева. В произведениях Н. А. Андреева и Э. Хименеса отражены образы двух выдающихся педагогов — И. Е. Репина и Г. Р. Залемана. «Портрет Л. Н. Бенуа» (1926) — успешного архитектора эпохи историзма — образец творчества М. Г. Манизера. А. Т. Матвеев, ученик П. П. Трубецкого, с 1918 года преподававший в Академии художеств, а в 1932–1934 годах директор Института живописи, скульптуры и архитектуры, остался в истории искусства как автор не только монументальной, но и мелкой пластики. Экспонируется его прекрасный автопортрет 1939 года. К 1960-м годам относятся автопортреты И. В. Крестовского и М. А. Керзина. В 1970 году архитектором Я. Н. Лукиным по случаю 25-летия Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной была выполнена плакетка с изображением автора скульптурной группы «Рабочий и колхозница».

В экспозицию включены живописные работы современных петербургских живописцев Г. П. Егошина, А. В. Хачатряна, Т. С. Фёдоровой, позволяющие шире представить круг поисков и достижений петербургской школы XX — XXI веков.

Выставка открыта до 29 ноября 2009 года.

Источник: nimrah.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091105_avtoportret_and_portret.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091105_avtoportret_and_portret.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе