«Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию»
В культурно-образовательном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открыта выставка «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию»
В культурно-образовательном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открыта выставка «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию».
В истории отечественного искусства семья Бенуа — Лансере — Серебряковых занимает особое место. Её представители внесли значительный вклад в изобразительное, музыкальное и театральное искусство, архитектуру. Большинство из них получили признание на родине и за рубежом. До сих пор эта талантливая фамилия даёт возможность совершать подлинные открытия.
К ним, безусловно, можно отнести творческое наследие одного из ярких представителей этого рода — Александра Зигфрида Бухарда Леви-Бенуа ди Стетто (1896–1979). Уроженец Санкт-Петербурга, выпускник Академии художеств, покинувший Россию в 1922 году, он прожил долгую и содержательную жизнь: «вошёл в двадцатое столетие в возрасте четырёх лет и вместе с новым веком пережил важнейшие события в истории искусства». Судьба не жаловала его. Он боролся за право быть свободным человеком, за право заниматься любимым делом и преуспел в этом, хотя и заплатил высокую цену — длительное забвение на родине.
Александр Бенуа ди Стетто не оставил после себя мемуаров, сохранилось всего несколько писем, по которым нелегко восстановить факты биографии, но он с такой жадностью и непосредственностью воспринимал окружающий мир, с такой щедростью выплёскивал свои впечатления на полотна, что его творчество может рассказать о нём многое. Портреты, пейзажи, натюрморты, анималистические рисунки способны поведать о любви, восторге, преклонении перед красотой, грустном размышлении. Александр Бенуа ди Стетто так и не вернулся в Россию, но чтобы рассказать о художнике, чья душа всегда хранила память о родине, вернулись его произведения и семейные реликвии.
Выставка, организованная Санкт-Петербургским общественным Фондом содействия развитию культуры и искусства и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, является частью большого выставочного проекта по возвращению в контекст русского искусства яркого имени, олицетворяющего взаимовлияния и тесные связи российской и европейской художественных культур. На выставке представлено более 80 живописных и графических работ Александра Бенуа ди Стетто в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, анималистических зарисовок.
***
«…Александр Бенуа ди Стетто, совсем пока не известный в России, носит много говорящую любителям искусств фамилию. Приобретя свою первую работу Бенуа ди Стетто в 1990-м, лишь в марте 2005-го автор этих строк разгадал его загадку. Художник покинул Россию после 1917-го, странствовал по Европе и наконец в 1929 году обосновался в Женеве, где и прожил до конца своей жизни. Несмотря на все поиски, никаких следов художника Бенуа ди Стетто в России отыскать не удалось. Из статьи в “Журналь де Женев” (1930) удалось узнать, что Бенуа ди Стетто родился в швейцарской семье в Санкт-Петербурге, где позднее учился в Академии живописи. Его отец был архитектором. В 1966-м в заметке, посвященной чествованию художника по случаю 70-летнего юбилея, сообщалось, что “…Александр Бенуа ди Стетто происходит из большой и известной артистической семьи, давшей столице империи художников, музыкантов, скульпторов и в особенности архитекторов, которые работали лично на царя с XVIII века, сохраняя при этом свое швейцарское гражданство (выделено мною. — А. Т.)”.
Впервые в статье упоминалось, что крестным отцом художника был Леонтий Бенуа, который, как впоследствии выяснилось, был и его дядей. В воспоминаниях А. Н. Бенуа каких-нибудь указаний на то, что в их большом семействе были и Бенуа ди Стетто, найти не удалось. Но в 1996-м на аукционе Sotheby’s в Лондоне был выставлен на продажу портрет Александра Бенуа ди Стетто, написанный в 1916 году Зинаидой Серебряковой. На лицевой стороне в левом углу была надпись “Александр Бенуа ди Стетто, рисован Зинаидой Серебряковой в России в Нескучном около Харькова в 1916 году”. Значит, все-таки был в России такой художник — Бенуа ди Стетто и имел отношение к семейству Бенуа. Что это было за отношение, выяснилось только почти десять лет спустя, когда удалось разыскать племянника А. Бенуа ди Стетто, Г. Г. Бенуа. Он написал историю швейцарской ветви семейства, где впервые был назван отец художника — еврей Зигфрид Леви. Историограф семьи пишет: “Со своей стороны я заметил, что молчание нашего отца в отношении его отца Зигфрида Леви было таким же полным, как и в отношении его матери Клэр (Клара-Алиса Бенуа. — А. Т.). Мы практически ничего не знали”. Молчал всю жизнь и Александр Бенуа ди Стетто, женившийся в Париже в 1924 году на датской еврейке, с которой он прожил всю жизнь. В трудные военные годы ее скрипка Гварнери была продана, и ее музыкальная карьера на этом закончилась. Но она начала писать картины. Два небольших натюрморта Камы Бенуа ди Стетто, находящиеся в собрании автора, говорят о ее незаурядных способностях.
Очевидно, этот брак в семействе Бенуа большого энтузиазма не вызвал, отсюда — и полное молчание по этому поводу в воспоминаниях А. Н. Бенуа. Что же касается Зигфрида Леви, то он, будучи в молодости в Швейцарии, получил швейцарское гражданство, что и позволило его сыновьям Александру и Евгению впоследствии также получить швейцарское гражданство, взяв при этом фамилию матери — Бенуа. И чтобы отличаться от своего двойного тезки, А. Н. Бенуа, Александр сам добавил к фамилии — на итальянский лад — частицу “ди”. Так произошло второе рождение художника Александра Бенуа ди Стетто.
Изучая швейцарскую линию семьи Бенуа, автор статьи обнаружил портрет брата Александра — Евгения, а также указание на то, что он хранится в художественном музее в Алма-Ате, в Казахстане (как и упоминавшийся серебряковский портрет Александра). Последнее звено в поисках поставила мать Зинаиды Серебряковой, которая из Нескучного в письме к мужу 8 июня 1916 года писала: “Дети веселы и здоровы — с хутором (имеется в виду семейство Леви. — А. Т.) видимся часто. Зинок рисует Машутку, а также братьев Леви, которые очень милые, воспитанные люди, и дети их любят”. Через месяц, 10 июля 1916-го, Е. Н. Лансере напишет мужу: “…а вообще рисует она (дочь Зина. — А. Т.) много, один сеанс за другим… Женю или Шуру Леви…”. Семейную тайну Александр Бенуа ди Стетто хранил до самой своей смерти.
Со времени первого приобретения произведения Бенуа ди Стетто в 1990 году собрание автора пополнилось еще четырьмя работами художника и двумя работами его жены Камы. Многие их произведения хранятся в других частных коллекциях Швейцарии. Но гораздо большее их количество находится сейчас в России, где родился и учился — в духе семейной традиции — на архитектурном отделении Императорской Академии художеств русско-швейцарский художник Александр Зигфридович Леви-Бенуа ди Стетто».
Выставка работает до 23 августа 2009 года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090804_benois_di_stetto.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090804_benois_di_stetto.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.