«Шедевры европейской эмали XII — начала XX веков» в Новгороде
В Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике открыта выставка «Шедевры европейской эмали XII — начала XX веков» из фондов Государственного Эрмитажа
В Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике открыта выставка «Шедевры европейской эмали XII — начала XX веков» из фондов Государственного Эрмитажа. Она включает около ста произведений, позволяющих наглядно продемонстрировать многообразные техники и способы декора, различие творческих подходов и художественных задач.
Эмаль (стекловидный сплав) наносят на поверхность металла, используя чаще всего в качестве основы медь, реже серебро или золото, и обжигают несколько раз при температуре от 600 до 900 градусов. Окиси различных металлов, входящих в сплав, дают различные цвета. Полихромная, никогда не выгорающая и не тускнеющая цветовая гамма эмалей стала причиной стойкого интереса к этому виду художественного творчества. На протяжении нескольких столетий способы и методы изготовления эмали менялись и совершенствовались: от простого покрытия поверхности одноцветным узором, до полихромных, декоративных вставок, расписных многофигурных композиций, пейзажей и портретов. Техника производства дала названиям разных видов эмалей — перегородчатая, выемчатая, расписная.
Самыми ранними из представленных на выставке являются работы мастеров XII столетия — колонки с эмалью и позолотой, а также орнаментальные пластинки начала XIII века. К достижениям знаменитых лиможских мастеров Средневековья относятся две пиксиды, напрестольный крест, ларец-реликварий и пластина от переплета со сценами «Христос во славе». Замечательна группа произведений, созданных в Лиможе в XVI столетии, в эпоху расцвета расписной эмали — блюдо «Аполлон с музами» и тарелка «Пророк Елисей» работы Пьера Реймона, пластина «Аллегория мая», выполненная Пьером Куртейсом. Эти и другие художники эпохи Возрождения использовали в своих росписях графические источники.
Развитие искусства эмали в ювелирном деле связано с деятельностью двух выдающихся европейских мастеров Жана I Тутена и Жана Луи Петито, которые обогатили красочную палитру и усовершенствовали способ обжига.
В XVII столетии ведущие позиции занимают немецкие эмальеры. Образцом нового художественного решения является чайный сервиз аугсбургского мастера Тобиаса Баура. Его расписные композиции помещены на фоне из белой эмали с цветами и позолотой. В конце XVII и особенно в XVIII веке появляется большое количество предметов небольших размеров: миниатюрные шкатулки, готовальни, несессеры, игольники. Мода на нюхание табака способствовала распространению специальных коробочек — табакерок, предназначенных для его хранения. На выставке экспонируются английские табакерки в виде фигур животных и птиц, петербургские — с портретами знатных особ, французские — с полихромной цветочной росписью, швейцарские — с сюжетными композициями.
Мастера XIX столетия во многом ориентировались на художественные достижения эмальеров прошлого, но уже не достигали былых высот. Теперь эмаль все чаще стала использоваться для украшения разного рода коробочек, ларчиков, рамок, изысканных фантазийных изделий. На рубеже XIX и XX веков искусство эмали вновь вступило в недолгий период расцвета: часы, медальоны, приборы для письма украшались эмалью уже в соответствии с новыми художественными задачами.
Коллекция Эрмитажа, которая располагает множеством произведений европейских эмальеров, включая и несомненные шедевры, позволяет показать искусство художественной эмали в своем развитии.
Выставка открыта до 27 сентября 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090606_emali_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090606_emali_hermitage.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.