«Марк Шагал и художники российского еврейского театра» в Современном еврейском музее Сан-Франциско
На выставке, которая открылась 23 апреля, можно увидеть произведения знаменитых русских художников и различные предметы, связанные с деятельностью еврейских театров «Габима» и ГОСЕТ
23 апреля в Современном Еврейском музее Сан-Франциско открылась выставка, посвященная еврейскому театру в Советской России. На ней представлены более 200 экспонатов, в том числе творения знаменитых художников-авангардистов — Марка Шагала, Натана Альтмана и Роберта Фалька. В музее можно увидеть эскизы костюмов и декораций, а также картины, плакаты, программки, фотографии, киноматериалы и памятные вещи, в числе которых разбитые очки Соломона Михоэлса — великого актера и режиссера, убитого сотрудниками Министерства госбезопасности в 1948. Экспонаты, многие из которых экспонируются в первый раз, происходят из коллекций России, Израиля, Франции и Соединенных Штатов. Выставка была организована кураторами Еврейского музея в Нью-Йорке.
«Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время» — именно эта цитата из Диккенса лучше всего описывает ситуацию, в которой оказался еврейский театр на заре советской эпохи. После прихода большевиков к власти казалось, что «злосчастное время» позади — правительство Ленина уравняло евреев в правах с представителями остальных национальностей и всячески поддерживало творческую экспрессию этнических меньшинств. Еврейские актеры и режиссеры, чья деятельность в 1883 году была объявлена «вне закона», вышли из подполья и с удовольствием принялись за работу над фантастическими авангардными проектами. В 1917 году в Москве была открыта студия-театр, которая получила название «Габима» — «сцена» на иврите. А два года спустя в Петрограде появился Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). В 1920 году он переехал в Москву и вскоре был переименован в Государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ).
Идея создания «Габимы» принадлежит местечковому учителю из Белостока Науму Цемаху. Еще задолго до революции он мечтал создать театр, где все спектакли бы ставились исключительно на иврите. Многие советские евреи не знали этого языка, но именно он предлагался сионистами как универсальный. Сюжеты спектаклей, которые шли в «Габиме», были основаны на текстах Библии и Каббалы. ГОСЕКТ же позиционировался как более «народный» театр, официальным языком которого был идиш. Там можно было увидеть комедии и фантасмагории, сюжеты для которых были взяты из еврейских народных сказок и историй из жизни простых рабочих. Оба театра были очень популярны как среди евреев, так и вообще среди жителей Москвы и Петрограда. Замечательная игра актеров и необычные декорации привлекали даже тех, кто ни слова не понимал на иврите или идише.
Благодаря сотрудничеству с еврейскими театрами многие художники смогли осуществить по-настоящему грандиозные проекты. В 1921 году в ГОСЕКТе был поставлен спектакль «Вечер Шолом-Алейхема», оформленный Марком Шагалом. Художник не просто придумал костюмы и декорации, он еще и создал семь уникальных панно, которыми украсил стены, потолок и занавес первого помещения театра. Этот зал на 90 мест получил прозвище «коробочка Шагала». Режиссером спектакля выступил художественный руководитель театра Алексей Грановский, а в главных ролях блистали Соломон Михоэлс и Вениамин Зускин.
В 1922 году состоялась премьера спектакля «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка (Fernand Crommelynk). Для этой постановки «амазонка авангарда» Любовь Попова создала невероятные многоуровневые декорации, элементами которых были деревянные леса, лестницы, решетки, платформы и различные движущиеся объекты. Ее революционное творение стало настоящим манифестом конструктивизма.
Сцену ГОСЕКТа в разное время украшали конструктивистские, супрематические, кубофутуристические и пр. декорации, однако, по словам нью-йоркского куратора выставки Сьюзен Тумаркин-Гудмэн (Susan Tumarkin Goodman), наибольшее влияние на театр (в том числе и на игру актеров) оказал «антинатуралистичный экспрессионизм» Шагала. Но «Вечер Шолом-Алейхема» остался единственным спектаклем, над которым художник поработал в еврейском театре, — в 1922 году Шагал навсегда уехал в Европу.
Судьба театра, два года спустя переименованного в ГОСЕТ, была трагичной. В конце 1920-х Алексей Грановский, чьи спектакли глава Наркомпроса Луначарский обвинил в отсутствии «советской идеологии», почувствовал, «куда ветер дует», и решил остаться в Германии, куда труппа ГОСЕТа приехала на гастроли. В 1929 году новым художественным руководителем театра был назначен Михоэлс. Во время войны он принимал активное участие в деятельности Еврейского антифашистского комитета, идеи которого шли вразрез с официальной политикой Сталина. В 1948 году Михоэлс был убит. Сотрудники ГБ раздавили его грузовиком, а потом инсценировали автокатастрофу. Проститься с великим режиссером в театр пришли десять тысяч человек. Место Михоэлса занял Вениамин Зускин, тоже входивший в ЕАК. Вскоре и он был арестован. Через три года Зускин вместе с двенадцатью другими еврейскими деятелями культуры был убит во время «Ночи казненных поэтов».
ГОСЕТ был закрыт в 1949 году. Панно Шагала были переданы Государственному театральному музею имени Бахрушина. Через некоторое время там случился пожар, уничтоживший большую часть архивов театра. Но творения великого художника, к счастью, были спасены — их вынес из музея последний художник ГОСЕТа Александр Тышлер (оформивший, в числе прочего, легендарную постановку «Король Лир», главную роль в которой сыграл Михоэлс). Тышлер уговорил своих знакомых из Третьяковской галереи спрятать панно в запасниках. Там они и пролежали, всеми забытые, более двадцати лет, пока в Москву не приехал Шагал. Художник подписал и датировал полотна, после чего они были опять убраны в хранилище, откуда их достали только в 1990 году. Сейчас работы можно увидеть в Современном еврейском музее.
Театру «Габима» повезло гораздо больше, чем ГОСЕТу. В 1926 году труппа навсегда покинула Советский Союз. Вскоре театр приехал в Палестину. Сейчас «Габима» — национальный театр Израиля.
Самым известным спектаклем «Габимы», поставленным в эпоху расцвета русского авангарда, является «Диббук» Семена Ан-ского, декорации и костюмы для которого создан Натан Альтман. Драма, которую зрители впервые увидели в 1922 году, повествует о том, как в девушку вселился дух (диббук) умершего от любви к ней молодого человека. По словам художника, персонажи спектакля были «кривыми» и «изломанными», а их движения — «преувеличенными», поэтому он придумал для них асимметричные костюмы и «кубистические» маски.
Другим шедевром «Габимы» стала постановка пьесы Х. Лейвика «Голем». Этот спектакль, рассказывающий о том, как некий раввин создал глиняного великана — защитника евреев, был оформлен Игнатием Нивинским. Как пишет историк искусства Владислав Иванов, на одном из эскизов художника Голем представляет собой «огромную белоснежную фигуру, которую окружают электрические разряды», а на другом рисунке монстр похож на загадочную птицу.
Выставка в Современном Еврейском музее Сан-Франциско продлится до 8 сентября.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090501_jewish_theater.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090501_jewish_theater.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.