«Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма»
Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка работ Дмитрия Мочальского
Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы № 21–22) открывается выставка «Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма», которая продлится до 25 мая.
Творчество Дмитрия Константиновича Мочальского, отразившее жизнь страны в переломную эпоху Великой Отечественной войны и «оттепели», позволяет рассмотреть феномен советского искусства конца 1940-х — 1960-х годов. Контекст выставки оказывается шире, чем рассказ о признанном классике социалистического реализма.
Первая музейная ретроспектива известного живописца и графика середины ХХ века приурочена к 100-летию со дня его рождения.
Дмитрий Константинович Мочальский (1908–1988) — народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина — оказался в эпицентре многих исторических событий.
Детство его прошло в столице в семье военнослужащего; в 1930-е за «непролетарское» происхождение будущий художник был исключен из института, но позже восстановлен. В раннем возрасте ему довелось наблюдать революционные события в Петрограде, в зрелые годы — стать свидетелем и участником Великой Отечественной войны.
В стремлении запечатлеть свою эпоху правдиво, искренне веря в социальные и духовные идеалы, живописец отправлялся туда, где разворачивались важнейшие события, будь то освобождение Берлина или освоение целинных земель.
В 1961 Мочальский, единственный беспартийный среди секретарей Союза художников СССР, возглавил его Московское отделение. Один из организаторов легендарной выставки к 30-летию МОСХа, он первым принял на себя гнев Никиты Хрущёва, которого сопровождал в Манеже.
Живописцу были свойственны верность натуре и умение выделить главное, отбросив лишние детали; такой подход к искусству он воспринял у своих учителей, а впоследствии передал многочисленным ученикам.
В годы учебы художник впитал и органично соединил традиции московской и петербургско-ленинградской школы. После Училища памяти 1905 года (Москва, 1929), параллельно с которым посещал уроки Д. Н. Кардовского в студии К. П. Чемко, он окончил Академию художеств (Ленинград, 1936).
Среди его педагогов были выдающиеся мастера — А. Д. Гончаров, Н. Э. Радлов, В. А. Фаворский, К. С. Петров-Водкин. Принципы русского пленэризма с особенным вниманием к бытовому жанру, которые ему передал А. И. Савинов, легли в основу индивидуального стиля Д. К. Мочальского.
Продолжая поэтическую линию русской пленэрной живописи, художник изображал красоту повседневной жизни современников. Именно благодаря этому Мочальский остался в памяти зрителей романтиком периода «оттепели».
Мастер принципиально избегал ложного пафоса и помпезных трактовок, принятых в официальном сталинском искусстве. За естественностью и особой легкостью, присущими его живописи, стояла упорная предварительная работа. Светлая палитра, виртуозный рисунок, умение расставить композиционные и колористические акценты, интерес к цвету и световоздушной среде дополняли центральную тему — неизменные поиски подлинного героя жизни. Таким стал для живописца простой человек, запечатленный в моменты труда и отдыха.
Более полувека Мочальский отдал Московскому художественному институту им. В. И. Сурикова, куда был приглашен в 1937 из Ленинграда И. Э. Грабарем «для укрепления школы рисунка». Профессор Суриковского института (с 1950), глава кафедры живописи, он умер на рабочем месте.
Заведомо ориентируясь на личностную манеру, мастер фактически воспитал целое поколение художников-шестидесятников. Среди его учеников много нынешних классиков: Н. И. Андронов, О. В. Булгакова, Е. И. Зверьков, Б. М. Неменский, П. П. Оссовский, М. А. Савицкий, В. Ф. Стожаров, А. П. и С. П. Ткачевы и др.
Наследие Д. К. Мочальского находится в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, во многих музеях России и СНГ, в ряде частных коллекций.
Юбилейная ретроспектива включила в себя около 100 произведений живописи и графики из собраний ГТГ, Международной конфедерации союзов художников и семьи автора.
Хорошо известны хранящиеся в Третьяковской галерее полотна «Победа. Берлин. 9 мая 1945 года» (1947), «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» (1949). Из собрания ГТГ происходят и холсты, посвященные целине и складывающиеся в единый цикл, в их числе: «Затянувшееся объяснение» (1954), «Палатка трактористов», «Подружки», «Новоселы (Из палатки в новый дом)» (все — 1957), «Выходной день» (1967), «Троица» (1975).
В графическом разделе интересны портретные наброски и путевые зарисовки, сделанные в СССР, Западной Европе, Вьетнаме, а также эскизы картин и рабочие тетради художника.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090422_mochalsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090422_mochalsky.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.