Art Investment

Фотография в «Новом Манеже»

В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» в «Новом Манеже» открыты три выставки: «Легендарная Ли Миллер», «Ретроспектива» Пьера Жана и «Наследие Баухауса в Чикаго» Натана Лернера

В рамках открывшегося недавно в Москве шестого международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009» в «Новом Манеже» сейчас проходят три интереснейшие выставки:

«Легендарная Ли Миллер»

Она была девушкой с обложки Vogue, музой Мэна Рэя и Пикассо, признанным модным фотографом… и военным фотокорреспондентом, снимавшим освобождение Дахау и Бухенвальда.

Множество моделей появлялось на страницах журналов, издаваемых Condé Nast, но, можно сказать, ни одна из них, как Ли Миллер, не могла похвастаться тем, что открыта самим отцом-основателем компании. В один прекрасный день 1927 года мистер Наст выдернул будущую звезду из-под колес едва не задавившего ее автомобиля.

Впервые она появилась на обложке Vogue в нарисованном виде: Жорж Лепап (Georges Lepape) изобразил ее как модную flapper-girl на фоне небоскребов Нью-Йорка. Затем белокурую валькирию фотографировали лучшие мастера, в том числе Николас Мюррей (Nickolas Murray) и Эдвард Стайхен (Edward Steichen). Два года она снималась для Vogue и исправно поставляла пищу для обывательских пересудов — появлялась в высшем свете в обществе Вандербильтов, Чарли Чаплина, Фреда Астера и не побоялась сняться для рекламы гигиенических тампонов Kotex (поскольку в подобной рекламе впервые участвовала реальная, а не нарисованная женщина, скандал получился изрядный). Снимал ее для этой рекламы Эдвард Стайхен, он и снабдил Ли Миллер, решившую уехать в Париж учиться фотографии, рекомендательным письмом к Мэну Рэю.

Мэн Рэй принципиально не брал учеников, но, когда к нему явилась Ли Миллер и объявила, что будет его ученицей, отказать ей не смог — точно так же, как во время войны с ней не решались спорить ни солдаты, ни генералы, и она получала доступ куда угодно, например в бывшие апартаменты Гитлера в Мюнхене. (В этих апартаментах Дэвид Шерман сделал фотографии, впоследствии облетевшие весь мир: Ли Миллер, купающаяся в личной ванне Гитлера.)

Говорят, что именно Ли Миллер «изобрела» знаменитую соляризацию, испугавшись мыши в проявочной: дрогнула рука на выключателе, и она случайно усилила свет на короткое время. Полученный результат понравился и Ли, и ее учителю, и они в дальнейшем усовершенствовали этот процесс. До сих пор существует путаница в отношении авторства многих фоторабот, которые официально приписаны Мэну Рэю, но вполне могут являться работами Ли Миллер.

Их отношения вышли за рамки отношений «учитель — ученик» и продолжались довольно долго, но Мэн Рэй — не первая и не последняя знаменитость, с которой ее связывает молва. В Париже Миллер познакомилась и с другими участниками сюрреалистического движения, а также со многими представителями французской богемы. Она снялась в первом фильме Жана Кокто «Кровь поэта» в образе безрукой греческой статуи. Американский фотожурналист Джон Филипс (John Phillips) как-то сказал о ней, что «Ли Миллер — это американский дух свободы в теле греческой богини». Ее образ вдохновил многих художников, а также некоего эксцентричного фабриканта, который наладил производство бокалов для шампанского, изготовленных по форме ее груди. С Пабло Пикассо она подружилась на всю жизнь. За 36 лет этой дружбы Ли Миллер сделала около тысячи фотографий Пикассо.

В 1932 году Миллер вернулась в Нью-Йорк и открыла собственную фотостудию, которая вполне успешно просуществовала два года. Студия была закрыта в 1934-м, когда Ли решила выйти замуж за египетского бизнесмена Азиза Элуи Бея (Aziz Eloui Bey) и отправилась с ним в Каир. В Египте, сбежав от мужа-египтянина в пустыню, она продолжала фотографировать. Тревожно-неоднозначные фотографии египетского цикла (в частности, «Портрет пространства» / Portrait of Space) показывают, что она не теряла времени даром в обществе сюрреалистов.

В 1937 году поездка в Париж все изменила: Ли встретила Роланда Пенроуза (Roland Penrose), художника-сюрреалиста, в дальнейшем писателя-биографа (в том числе Пикассо, Мэна Рэя, Миро), который стал ее вторым — и последним — мужем. Вместе они путешествовали по Европе — Франции, Румынии, Греции.

Вторая мировая война застала ее в Лондоне, но Ли Миллер отказалась выполнять приказ об эвакуации и осталась в Лондоне вести хроники военного времени в качестве независимого фотожурналиста. В дальнейшем, получив аккредитацию корреспондента армии США, она снимала высадку союзников, применение напалма при осаде Сен-Мало, освобождение Парижа, а затем — освобождение концентрационных лагерей Бухенвальда и Дахау. Когда эти страшные снимки легли на стол редактора, их сопровождала телеграмма от фотографа: «Я умоляю вас поверить мне: это правда».

Друзья говорили, что после войны она уже никогда не была такой, как прежде, — Ли превратилась в женщину, балансирующую на грани депрессии и иногда ищущую забвения в алкоголе. Она редко рассказывала о войне, но картины войны, очевидцем которых она была, не оставляли ее. Она оставила работу фотожурналиста, лишь изредка выполняя небольшие заказы для Vogue, и поселилась в уютном доме в Западном Сассексе (Англия) вместе с мужем, который к этому времени уже стал сэром Роландом Пенроузом. Там у нее родился сын Энтони.

В гостеприимный дом часто наведывались друзья и вспоминали старые времена. На стенах ее кухни с каждым визитом Пикассо все прибавлялось и прибавлялось рисунков — он любил по ходу беседы машинально рисовать.

Ли Миллер умерла от рака в 1977 году, в возрасте 70 лет. Согласно ее последней воле, ее тело кремировали, а прах развеяли над садом.

На протяжении жизни она почти не уделяла внимания какому бы то ни было продвижению своих фотографий, питая отвращение к саморекламе, и уже в 1960-х годах мало кто помнил, что Ли Миллер когда-то была известным фотографом.

Мы можем познакомиться с ее творчеством в основном благодаря усилиям ее сына, Энтони Пенроуза, который сберег архивы матери (40 тысяч негативов, хранившихся его отцом на чердаке) и основал Архив Ли Миллер, благодаря которому в московском «Новом Манеже» и проводится эта выставка.

ПЬЕР ЖААН
ПЬЕР ЖААН Источник: mdf.ru

ПЬЕР ЖААН
ПЬЕР ЖААН Источник: mdf.ru

Пьер Жаан. «Ретроспектива»

Пьер Жаан родился на лесистых берегах Луары. Очень рано познакомившись с фотографией, он избрал для своих первых фотографических опытов подлесок и темные закоулки большого семейного дома.

Став молодым человеком, он покинул родной город и банк, в котором работал, и приехал в Париж в известную типографскую и рекламную мастерскую Реймона Жида. В то время каждый хороший фотограф должен был владеть не только тайнами фотосъемки, но и умением печатать свои фотографии — Пьер Жаан талантливо занимался и тем, и другим, доводя свои отпечатки до совершенства в темноте лаборатории.

Это был Париж 1930-х — время, когда в среде сюрреалистов рос талант таких фотографов, как Мэн Рэй, Брассай и Лотар, а Кертеш, Дуано, Изис и Ронис снимали для газет и журналов — Illustration и Vu — повседневную жизнь парижан.

Пьер Жаан проявлял живой интерес к этим «безумным годам» и к исследованию общества, наслаждающегося жизнью в предчувствии Второй мировой войны.

Талант Жаана, вскоре признанный арт-директорами, проявился с наибольшим блеском в рекламных каталогах большого парижского магазина модной одежды Les Trois Quartiers: его фотографии предметов и натюрмортов, обладая притягательной силой, привлекали кокетливых женщин в магазин на площади Мадлен.

Пьер Жаан — настоящий человек-оркестр в области фотографии: он делал замечательные снимки Всемирной Выставки, в то же время продолжая собственные исследования повседневной жизни столицы.

Однако война приостановила его фотографическую деятельность, так же как и работу многих его коллег: фотопленка стала редким товаром, но, что еще важнее, Жаан отказался предъявлять свои снимки немецким цензорам. На самом деле, он вот уже несколько лет упорно, но в тайне, работал над волнующей его темой: разборка, увоз и переплавка для немецкого фронта медных и бронзовых парижских статуй и памятников. Несколько лет спустя он показал эти драгоценные снимки своему другу, поэту Жану Кокто, который посоветовал их опубликовать. Так в 1946 году появилась знаменитая книга «Смерть и статуи» с фотографиями Пьера Жаана и текстом Жана Кокто.

Вместе с тем период оккупации стал парадоксально плодотворным для Жаана: ему поручили фотосъемку для модных журналов и рекламной кампании духов марки Бриган, только что запущенной фирмой Пиге. Этими фотографиями автору удалось показать страну, экономически порабощенную войной: фотосъемка на улицах города, естественное освещение, исторические места Парижа, съемка человека в полный рост, чаще всего в фас, отказ от сложных декораций — только иногда собака или джип, символ этой бесконечной войны. Кроме того, мода, которую он показывал, — «бедная» мода: теплая куртка, туфли на танкетке и короткие платья. В этих работах Жаан, обычно с таким мастерством использующий искусственное освещение, играл на нейтральном, естественном свете, показывая, что эта военная жизнь находится как бы за скобками жизни настоящей.

Пьер Жаан, этот застенчивый, довольно скрытный человек, любивший работать на совесть, с тщательностью и изобретательностью, сумел влиться в атмосферу военных лет и стал, в некотором роде, ее историком.

Аньес де Гувьон Сен-Сир

Натан Лернер. «Наследие Баухауса в Чикаго»

Натан Лернер — художник с многочисленными талантами: живописец, дизайнер, преподаватель и отчасти фотограф. Творчество Лернера в области фотографии получило должное признание не сразу. Его проникновенные снимки рабочего квартала Максвелл Стрит и формальные эксперименты в Новом Баухаусе находились на перекрестке разных традиций и явились основой культурного обмена между Европой и Америкой.

Натан Лернер родился в 1913 году в Чикаго в эмигрировавшей из России еврейской семье. Он начал заниматься живописью в раннем возрасте, посещая классы Самюэла Острофски в школе Искусств Чикаго. Для совершенствования своего живописного стиля Лернер в 1935 году фотографировал рабочий квартал Максвелл Стрит. В этом квартале с конца XIX века селились евреи, эмигрировавшие из Восточной Европы, здесь же находили убежище и другие волны эмигрантов, а также чернокожие из южных штатов США. В 1930-е годы Максвелл Стрит представлял собой один из беднейших кварталов города. Многочисленные фотографии Лернера суть не только бесценный документ истории Америки периода Великой депрессии, но и свидетельство его художнических экспериментов в области композиции и кадрировки.

В 1937 году Лернер стал одним из первых живописцев, вступивших в Новый Баухаус, основанный Мохой-Надем в Чикаго. Весь преподавательский состав этой школы состоял из бывших студентов и преподавателей немецкого Баухауса. Натан Лернер сразу почувствовал там себя как дома. Продолжая свои живописные опыты, Лернер обратился к исследованию возможности света и соорудил световой ящик для проведения экспериментов с формами и материалами. Он делал также «световые рисунки» (фотограммы) и создавал при помощи зеркал, то, что он называл «монтажами без ножниц».

Со второго курса Лернер ассистировал Дьердю Кепешу в Мастерской Света, пока сам не стал в 1941 году ее главой. В конце 1945 года Мохой-Надь предложил ему давать в школе уроки дизайна, а в 1946 году назначил его деканом, а затем и руководителем всего учебного процесса. Так постепенно формировалась фотографическая школа, к которой в разные годы относились Генри Холмс Смит, Гарри Каллахан, Артур и Бернард Зигель, Мирон Козман, Милтон Хальберштадт, Фрэнк Левстик и Аарон Сискинд.

Через три года после смерти Мохой-Надя, в 1949 году Лернер ушел из Баухауса и прекратил занятия фотографией. Совместно с Хином Бредендиком, бывшим студентом Баухауса, он основал мастерскую дизайна, которая специализировалась на бытовых предметах: упаковках, пузырьках, игрушках, лампах, сборной мебели. Он создал модульный дом, который в 1951 году построил сам для себя за 48 часов, и знаменитого пластмассового мишку для меда — Honeybear — эмблематический объект американского маркетинга.

Лернер возвратился в фотографию в начале 1970-х, и тогда же впервые использовал цветную пленку во время своего путешествия в Японию с супругой Кийоко.

Выставки Ли Миллер, Пьера Жана и Натана Лернера можно увидеть до 12 апреля в «Новом Манеже» (Георгиевский пер., 3, стр. 3) с 10.00 до 19.00 во все дни, кроме понедельника.

Источники: mdf.ru, photographer.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090407_exhibitions_new_manege.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090407_exhibitions_new_manege.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».