Художник Аннамухамед Зарипов и его коллекция в ГРМ
Сегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка из собрания московского художника и коллекционера Аннамухамеда Зарипова
Сегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка из собрания московского художника и коллекционера Аннамухамеда Зарипова, на которой будут представлены как произведения из его коллекции, так и работы самого мастера. Экспозиция включает более 150 произведений живописи, скульптуры и графики. Устроители выставки сделали попытку показать художественный процесс отечественного искусства ХХ века через призму одной частной коллекции.
Аннамухамед Зарипов родился в 1947 году в туркменском ауле Сакар-Чага («полосатая пустыня»), близ руин древней столицы Великих Сельджуков — Мерва. С детства, непосредственно общаясь с наследием предков, будущий художник увлекся рисованием, лепкой из глины, а также собирательством древних черепков, амфор, старинных туркменских украшений, монет и т. д. Это увлечение оказалось призванием на всю жизнь.
Закончив восемь классов, несмотря на запрет отца, уехал в Ашхабад и без всякой подготовки поступил в художественное училище, которое закончил с отличием в 1966 году. После этого поехал в Москву и поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на художественный факультет. Уже во время учебы оформил несколько спектаклей в Москве и Ашхабаде, работал на студии «Туркменфильм», получил первые заказы на живописные работы, начал систематическую собирательскую деятельность преимущественно в среде московских художников. Впервые произведения А. Зарипова были выставлены в 1968 году на Республиканской молодежной выставке в Ашхабаде. С тех пор он провел около двадцати персональных выставок в России и за рубежом.
Оформление пьесы бразильского драматурга Г. Фигейреду «Лиса и виноград» в 1976 году принесло ему всесоюзное признание. Сценография стала для Зарипова трамплином в мир большого искусства. Но в театре он не остался, так же как не остался и в кино. Его талант нашел свою реализацию в станковой живописи.
Работы Зарипова находятся во многих музеях, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей искусств народов Востока, Московский музей современного искусства, Музей Людвига в Кельне, Национальный музей в Варшаве, Музей Чюрлениса в Каунасе и Ашхабадский музей изобразительных искусств, а также в частных коллекциях Европы, США, Японии, Индии, Бангладеш.
Свою собирательскую деятельность Зарипов начал в 1973 году. Многие годы он коллекционирует живопись, графику, скульптуру не только известных, «признанных» авторов, но и художников, чьи искренность и талант не были достойно оценены при их жизни. С 1977 года Зарипов устраивал в Московском Клубе живописцев выставки ранее запрещенных или незаслуженно забытых мастеров 1920–30-х годов. Систематически показывать свою коллекцию Зарипов начал лишь с 2002 года. В составе коллекции, которую художник называет «Музеем камерного искусства», — более 2 000 произведений, начиная с древних амфор, светильников, черепков, заканчивая произведениями художников ХХI века (живопись, графика, скульптура). Костяком собрания на настоящий момент являются работы московских художников — современников коллекционера, с которыми он в 1960–80-е годы нога в ногу проходил собственный творческий путь. Это было время активных поисков новых путей в искусстве, которое без преувеличения можно назвать одним из самых ярких периодов отечественного искусства. Одна из принципиальных особенностей коллекционирования Зарипова — близость по духу, пересекаемость творческих устремлений, что позволило приобрести его собранию цельный, музейный характер: художники представлены в развитии, иногда в неожиданных творческих ракурсах. Среди показываемых на выставке произведений — работы Н. Нестеровой и Т. Назаренко, Е. Григорьевой, И. и Л. Табенкиных, М. Фейгина, А. Тышлера, Е. Струлёва, В. Шульженко, А. Слепышева, И. Макаревича, А. Гросицкого, Л. Писарева, братьев А. и П. Смолиных, В. Янкилевского и др., а также произведения 1920–40-х годов (Д. Бурлюк, Л. Жегин, К. Зефиров, В. Пестель, А. Софронова и др.) и работы 1960–2000-х самого А. Зарипова.
Примечательно, что художник не отделяет коллекцию от собственного творчества и экспонирует коллекционные вещи и свои произведения в едином пространстве.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090225_zaripov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090225_zaripov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.