«Наследник русского авангарда» в галерее имени братьев Люмьер
В фотогалерее имени братьев Люмьер проходит юбилейная выставка работ Якова Халипа «Наследник русского авангарда»
До 16 ноября в Фотогалерее имени братьев Люмьер можно посетить юбилейную выставку работ Якова Халипа «Наследник русского авангарда».
Яков Николаевич Халип родился в 1908 году в Петербурге в семье интеллигентов. В 1926 году его фотография «Набережная Москва-реки ночью» впервые была опубликована в журнале «Огонек». В 1928 году он уже принял участие в выставке «10 лет Советской фотографии» и получил диплом за серию портретов актеров. Его снимки постоянно печатались в журналах «Кино и жизнь» и «Советское фото».
В 1930 году он пришел в крупнейший иллюстрированный журнал «СССР на стройке» и к середине 1930-х уже стал одним из ведущих фоторепортеров журнала. В 1935 году Яков Халип вместе с Александром Родченко работал над альбомом, посвященном 20-летию Красной Армии и Флота. В этот период он сделал свои наиболее известные фотографии — «Торпедные катера и гидросамолеты» («Квадрат 69»), «На страже», «Торпедист». Снимая сюжеты о Балтийском флоте, Халип делал и совершенно мирные фотографии. Одна из них, «Яхты в Финском заливе», принесла ему медали на международных фотосалонах.
В 1938 году Яков Халип участвовал в экспедиции по спасению полярной станции СП-1 и с борта ледокола передал целую серию очерков, которые печатались в центральных газетах, включая «Правду». В этом же году, в числе членов экспедиции, он был приглашен на прием в Кремль, где познакомился со Сталиным, который разрешил фотографу сделать его снимок. На следующий день фотография «Сталин среди героев-папанинцев» появилась на страницах «Правды».
В 1941 году Якова Халипа назначили редактором журнала «СССР на стройке», но с началом Великой Отечественной войны издание журнала было приостановлено. Яков Халип стал военным корреспондентом и поступил в распоряжение редакции «Красной звезды» и Совинформбюро. В эти суровые для страны годы он снимал на девяти фронтах — в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе.
После войны у фотографа возникли трудности с трудоустройством: это было время борьбы с «космополитизмом». Халип внештатно снимал для «Огонька», «Смены»; как и многие фотографы, он работал в фотоиздате ВДНХ, брался за любую работу, вплоть до съемок видовых открыток. И только в 1954 году, после смерти Сталина Яков Николаевич стал сотрудником журнала «Советский Союз» — преемника легендарного «СССР на стройке». В этом журнале фотограф проработал до конца своей жизни.
Журнал «Советский Союз» довольно быстро превратился в витрину «советского образа жизни», и Яков Халип вместе с коллегами освещал достижения социализма. Его фотографии стали полноправными документами эпохи. Он исколесил всю страну, снимал в разных концах России. «Потепление» 1960-х отразилось и на работе журнала «Советский Союз». Начались поездки за границу. Так появились фотографии, сделанные в Алжире («Встреча в пустыне»), Марокко («Восточный базар»), Италии (репортаж из Раппало о гонках старинных автомобилей) и многие другие снимки, которые можно увидеть на выставке.
Яков Халип оставил громадный архив негативов и фотографий. Его работы сегодня находятся в коллекциях многих музеев и фотогалерей Европы и Америки, постоянно появляются на международных аукционах.
К 100 летнему юбилею Якова Николаевича Халипа фотогалерея имени братьев Люмьер представляет коллекцию лучших фотографий автора, который, являясь прямым наследником русского авангарда и одним из основоположников стиля «сталинский ампир» в фотографии, внес огромный вклад в фотожурналистику и фотоискусство страны.
Выставка «Наследник русского авангарда» открыта в фотогалерее имени братьев Люмьер (ЦДХ, Крымский Вал, 10, А-51) до 16 ноября 2008 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081102_yakov_halip.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081102_yakov_halip.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.