«…красоту ее Боровиковский спас»
В Третьяковской галерее открывается выставка работ Владимира Боровиковского, посвященная 250-летию со дня рождения художника
Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка, объединяющая около 200 произведений Владимира Лукича Боровиковского (1757–1825) и посвященная 250-летию со дня рождения этого выдающегося русского художника.
Название выставке дала посвященная знаковому для автора портрету М. И. Лопухиной строка Я. Полонского: «…Она давно прошла, и нет уже тех глаз, // И той улыбки нет, что молча выражали // Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, // Но красоту ее Боровиковский спас».
В отличие от большинства художников-классиков, прошедших школу Императорской академии художеств, уроженец Малороссии Владимир Боровиковский не имел академического образования. Первым и главным его учителем был отец — живописец и иконописец из Миргорода, получивший дворянство казацкий старшина. Поворотным пунктом в судьбе 30-летнего художника стало участие в украшении дворца в Кременчуге, где во время путешествия в Крым в 1787 останавливалась Екатерина II. Отметив прославляющие ее аллегорические композиции, императрица потребовала вызвать автора в Петербург. Приглашение в столицу Боровиковский получил от вельможи и поэта Василия Капниста; в Петербурге жил в доме известного архитектора Николая Львова, по его рекомендации писал иконы для Борисоглебского собора в Торжке, Иосифовского собора в Могилёве. Возможно, посещал натурные классы Академии художеств; брал уроки у портретиста И. Б. Лампи-старшего.
Кружок Н. А. Львова — один из центров интеллектуальной жизни Петербурга — надолго предопределил диапазон интересов и сферу общения Боровиковского. Он оказался дружен с Д. Г. Левицким, чьими советами пользовался, Г. Р. Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. В начале 1790-х Боровиковский обратился к жанру камерного портрета, чаще всего изображая женщин в домашней обстановке. В этом ключе написана и картина «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), где императрица предстает как частное лицо, что было необычно для портретов коронованных особ. Хотя императрица портрет не одобрила, за эту работу Боровиковский был признан «назначенным» в академики. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича.) Варианты портрета Екатерины II показаны на выставке, которая разделена на несколько тематических зон в соответствии с периодами творчества и кругом заказчиков Боровиковского.
В середине 1790-х художник был приглашен в Павловск к «малому двору», где создал многочисленные портреты великого князя Павла Петровича, его супруги и детей. С этих работ начинается путь зрителя по выставке. В центре зала помещены самые одухотворенные женские образы, среди которых лучшими признаются портреты Е. Г. Темкиной (1798), Е. А. Нарышкиной (1799), сестер А. Г. и В. Г. Гагариных (1802) и особенно портрет М. И. Лопухиной (1797), исключительный по лиризму настроения и изысканности живописи (все — в собрании ГТГ). Именно в творчестве Боровиковского живописный сентиментализм достиг наивысшего воплощения, превзойдя западные аналоги. Художник стал подлинным создателем портретного канона сентиментализма. Индивидуально-характерное в его портретах словно отступает перед идеальным. Состоянию мечтательности с оттенком легкой грусти персонажей, уединившихся от светской суеты, отвечает живописная гамма с тонкими колористическими нюансами.
Период правления Павла I стал порой творческого расцвета Боровиковского. Мужские портреты его кисти, где идея служения и долга переплетена с духом меланхолической созерцательности, обычно остаются в тени женских образов. В парадном портрете Боровиковский умел создать великолепные ансамбли пышных, зачастую «говорящих» деталей (портреты Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ), Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена (1800, ГРМ), князя А. Б. Куракина (1801, ГТГ)). Вступив наравне с Д. Г. Левицким, князем А. Б. Куракиным, Лопухиными и Гагариными в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», основанную в 1802 Александром Лабзиным, художник портретировал многих масонов.
В Александровскую эпоху Боровиковский, чуткий к новым эстетическим веяниям, от рокайльной дымки и утонченности сентиментализма переходит к чеканности силуэта, линейности и статуарности ампира. Характеристике персонажа в эти годы художник придает черты героизирующей патетики, свойственной стилистике ампира. В это время создан ряд таких шедевров, как портреты графини А. И. Безбородко с дочерьми (1803, ГРМ), мореплавателя Ю. Ф. Лисянского (1810, ЦВММ), князя и княгини А. А. и М. И. Долгоруких (оба — 1811, ГТГ). Галерею образов интеллектуалов эпохи Просвещения продолжают портреты графа А. С. Хвостова (1801, ГТГ), супруги поэта Г. Р. Державина — Д. А. Державиной (1813, ГТГ), «Дама в тюрбане» (вероятно, портрет писательницы Жермены де Сталь, 1812, ГТГ).
Завершают экспозицию портреты религиозных деятелей и образá для храмов, созданные Боровиковским в последние годы жизни. В это время, разочарованный в масонстве, художник вновь осознал иконопись как важнейшую сферу своей деятельности. По заказу графа А. С. Строганова исполнил иконостас Казанского собора в Петербурге, а незадолго до смерти — иконостас Троицкой церкви на Смоленском кладбище (ныне в ГРМ), впервые экспонируемый в Москве. В 1819–1824 годах состоял в мистической секте «Союз братства», для которой писал религиозные картины. В дореволюционной России религиозная живопись Боровиковского выдвигалась на первый план, ее образцы хранились в частных собраниях Ф. Прянишникова, И. Цветкова, в Румянцевском музее. В советскую эпоху значительная часть иконописного наследия мастера утрачена; уцелевшие иконы и портреты церковных иерархов были спрятаны в музейных запасниках, малодоступны исследователям и закрыты для публики.
В составе выставки — работы из коллекций Третьяковской галереи, насчитывающей 70 произведений мастера, Государственного Эрмитажа, Исторического, Центрального военно-морского и Русского музеев, Троице-Сергиевой лавры, Национального художественного музея Республики Беларусь, дворцов-музеев Гатчины и Павловска, а также региональных музеев России и частных собраний. Из Лувра привезен портрет княжон Е. А. и А. А. Куракиных (1802).
Выставку сопровождает альбом-каталог, куда включены портретные миниатюры и академические натурные штудии, не вошедшие в состав экспозиции; впервые опубликовано эпистолярное наследие Боровиковского из архива ГТГ. CD-Rom «В. Л. Боровиковский. Живопись. Икона. Рисунок. Миниатюра» превосходит каталог по числу аннотированных репродукций. К выставке подготовлена обширная образовательная программа, включающая лекции сотрудников московских музеев о культуре XVIII века, открытую мастерскую по технологии живописи XVIII века, интерактивные экскурсии и концерты аутентичной музыки.
Куратор выставки — заведующая Отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГТГ, доктор искусствознания Людмила Маркина.
Пресс-конференция пройдет 30 октября в 14.00, в 16.00 состоится вернисаж. Выставку можно будет посетить с 31 октября 2008 по 18 января 2009 года в здании ГТГ на Крымском Валу.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081030_borovikovsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081030_borovikovsky.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.