«Подлинные подделки» экспонируются в Лондоне
25 сентября в шикарном универмаге Harrods открылась выставка, на которой можно увидеть произведения одного из самых знаменитых фальсификаторов наших дней — Джона Майатта
Эта история началась со строительной краски, смазки KY Jelly и обмана всемирно знаменитых аукционных домов. Все думали, что она закончится в тюрьме лондонского пригорода Брикстон, но Джону Майатту (John Myatt) повезло: скандал помог ему стать популярным художником. Сейчас в шикарном лондонском универмаге Harrods проходит выставка подделок произведений искусства, которые выполнил Майатт, один из самых гениальных фальсификаторов наших дней.
На одном из холстов в позолоченной раме изображено место, которое прославил на весь мир Клод Моне (Claude Monet) в своей работе «Мост в Аржантёй». Тем, кто принял картину за подлинный шедевр великого мастера импрессионизма, не стоит упрекать себя в художественной безграмотности: отличить оригинал от фальшивки, созданной Майаттом, не под силу большинству специалистов.
С 1987 по 1994 год Джон Майатт производил подделки произведений знаменитых художников и продавал их крупным аукционным домам — в том числе Sotheby’s и Christie’s. В конце концов Майатта поймали и посадили в тюрьму. Но перед этим он успел обвести вокруг пальца многих коллекционеров и экспертов, сбыв под видом оригиналов около 200 работ в стиле Пикассо (Pablo Picasso), Ван Гога (Vincent van Gogh) и Шагала (Marc Chagall).
Майатт отправился в тюрьму в 1995 году. За те четыре месяца, что он провел за решеткой, он успел завоевать себе прозвище «Пикассо» — в обмен на телефонные карточки Майатт писал портреты других «сидельцев». После освобождения Майатт поклялся никогда не брать в руки кисть. Но офицер полиции, арестовавший фальсификатора, вдруг неожиданно обратился к нему с просьбой написать портрет его семьи. После долгих раздумий художник согласился.
С тех пор его «подлинные подделки» вызывают несомненный восторг у критиков. Цены на них иногда достигают пятизначных сумм. Создавая новые работы, украшающие сейчас выставочное пространство Harrods Castle Galleries, 63-летний Майатт воспроизводил «знаковые» образы знаменитых художников, таких как Гоген (Paul Gauguin), Модильяни (Amedeo Modigliani) и Джакометти (Alberto Giacometti), и добавлял к ним свои пометы. Например, при написании одной работы «под Моне» он представлял себе, что мог бы видеть великий импрессионист, если бы в 1874 году проехал полмили вдоль Сены на северо-запад Парижа, чтобы навестить своего друга Ренуара (Pierre-Auguste Renoir).
«Если захотите, то можете купить одну из этих картин и говорить всем, что это подлинник, — сказал Майатт. — Они экспонируются так же, как и оригиналы, — в позолоченных рамах. У меня есть один покупатель из Америки, у которого за пуленепробиваемым стеклом висит настоящий Ван Гог, и он попросил меня сделать еще одного, чтобы повесить рядом с настоящим. Ни один из его гостей не смог определить, какая картина подлинная, а какая нет».
Вообще-то Майатт учился на преподавателя живописи. Но однажды, чтобы подзаработать, он решил опубликовать в журнале Private Eye объявление, которое гласило: «Подлинные подделки за 150 и 200 фунтов». «У меня было много заказчиков, и поэтому я смог обеспечивать себя, работая дома. Некоторые давали мне семейные портреты и просили написать их в стиле Гейнсборо (Thomas Gainsborough) или Рейнолдса (Joshua Reynolds)», — рассказывает фальсификатор. Один клиент приходил к Майатту чаще других. Однажды он рассказал художнику, что продал одну из его картин, выполненную в стиле немецкого кубиста Альберта Глеза (Albert Gleizes), за 25 тысяч фунтов. Картина получила экспертную оценку специалистов аукционного дома Christie’s. «Он вставил ее в старую раму и продал. Он отдал мне половину денег. Я просто не мог в это поверить. Она даже не была написана маслом: [я использовал. — Ред.] краску на водной основе, смягченную смазкой KY Jelly».
В обороте все еще пребывают около 80 поддельных работ, выполненных Майаттом. Многие коллекционеры не подозревают, что в их коллекциях находятся фальшивки в общей сложности на несколько миллионов фунтов.
По словам Майатта, тому, кто хочет создать подделку, неотличимую от подлинника, необходимо прежде всего тщательно изучить оригинал. «Нужно “загипнотизировать” картину, изучить холст, толщину красочного слоя, то, как экспонируется картина. Это правило относится ко всем, независимо от того, подделываете ли вы Рембрандта (Rembrandt) или Пикассо, просто нужно научиться смотреть на оригинал, стоять перед ним. Я стоял по 20 минут перед каждой картиной, держал руки за спиной, чтобы сотрудники галерей не думали, что я слишком близко к ним приближаюсь. Потом я, запомнив картину до самого последнего штриха, садился в машину, ехал домой и начинал работать».
«Сначала я работаю над композицией, а когда разберусь с ней, — над цветами и текстурой, над тем, как кисть расстается с краской». Затем он часами работает над подписью. В расцвете своей криминальной карьеры, в 1990-х годах Майатт ходил в галерею Tate Modern чтобы «гипнотизировать» картину «Сидящая обнаженная» Жоржа Брака (Georges Braque), и понял, что ему нужен окрашенный холст. А вот что он говорит про Джакометти: «Я везде читал о том, как он писал обнаженные фигуры: сначала изображал голову и плечи, потом “шел вниз”. Я тоже стал так делать». Он переработал одну из картин Поля Гогена (Paul Gauguin) с изображением девочки с тарелкой фруктов, используя такую же, как и художник, дешевую парусину. Недавно Майатт начал работать над портретом известного английского актера Джона Клиза (John Cleese), «который хочет, чтобы картина была в стиле Анри Матисса (Henri Matisse)».
Выставка Джона Майатта в Harrods открылась 25 сентября и продлится до 15 октября. Подробнее о знаменитых фальсификаторах можно прочитать здесь.
Источники: independent.co.uk, johnmyatt.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080929_john_myatt.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080929_john_myatt.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.