Искусство Марии Ломакиной в Третьяковской галерее
Сегодня вечером в залах ГТГ на Крымском Валу состоится вернисаж выставки «МАРИЯ ЛОМАКИНА. 1896–1964. Живопись. Графика»
Неангажированные художники середины ХХ века, к которым принадлежит Мария Ломакина, были равно далеки как от авангарда, так и от соцреализма. Их творчество, ныне признаваемое как «третий путь» в искусстве советского периода, сохранилось в основном у наследников и в частных коллекциях, оно не известно публике. Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев. К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие М. В. Ломакиной (1896–1964).
Первая музейная выставка одного из значительных мастеров «тихого искусства» охватывает весь творческий путь художницы, от 1910-х до 1960-х годов. Ученица К. С. Петрова-Водкина, М. В. Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; занималась копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи. В творчестве Ломакиной воплощены знание традиций классического искусства и понимание принципов построения фрески, хотя она, монументалист по образованию и призванию, не имела возможности осуществить свои замыслы в сталинскую эпоху.
Мария Владимировна Ломакина родилась в Крыму в семье петербургских интеллигентов: ее отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. В 1910-е годы училась на Высших женских курсах в Москве, параллельно посещая художественную «Студию К. Юона». Дебютировала как живописец в 1919-м.
В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По ее копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
В 1931 году Ломакина была командирована от сектора искусств Наркомпроса РСФСР для работы над темой «На табачных плантациях» в Крым, где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей и эскизов к тематической картине, создала много портретов и пейзажей; позже жанр пейзажа будет преобладать в ее творчестве. Однако большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, художницей так и не реализовано. Ясный и мужественный дух ее композиций на темы труда чрезвычайно далек от производственного пафоса официального искусства. Начиная с 1933 года, когда Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское, и до конца дней ее жизнь и творчество были связаны с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1933–36 годах она разрабатывала образцы игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек. В 1959–62 годах преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище.
Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат ее картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М. Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске.
Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако в экспозиции преобладают произведения М. Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М. А. Ломакиной и специально отреставрированные.
Выставка открыта с 26 сентября по 15 декабря 2008 года в залах ГТГ 21 и 22 на Крымском Валу, 10.
Источник: tretyakovgallery.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080925_maria_lomakina.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080925_maria_lomakina.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.