Наши русские немцы. ХХ век в Галерее на Солянке. Сергей Эйзенштейн, Ариадна Арендт, Оттон Энгельс, Андрей и Борис Кноблоки
Сегодня в Галерее на Солянке открывается выставка пяти художников, творивших в России и оставивших собственный след в русском искусстве XX века
В Галерее на Солянке сегодня открывается экспозиция «Наши русские немцы. Сергей Эйзенштейн, Ариадна Арендт, Оттон Энгельс, Андрей и Борис Кноблоки»
Кажется, совсем недавно, преодолевая запреты, установленные советской властью, пробиваясь через невзгоды «революционных преобразований» и ужасы мировых войн, творили удивительные художники, чьи произведения сегодня выставлены в Галерее на Солянке. Из сотен — наследие лишь пятерых. Их творчество, талант, художественное чутье, энциклопедические знания, их мужество и гражданская стойкость, национальная индивидуальность проявились особенно ярко и оставили заметный след в истории искусства ХХ века. В какой бы области культуры они ни работали, везде их мастерство и творческий гений утверждали неповторимость человеческой личности и силу ее духа. Благодаря их поискам и бесстрашным экспериментам создавалась яркая ткань времени, высокое художество, формировалось свободное сознание.
Экспонируемые коллекции — часть большого наследия выдающихся художников Ариадны Арендт, Бориса и Андрея Кноблоков, Сергея Эйзенштейна, Оттона Энгельса. Их произведения чудом сохранились до наших дней благодаря внимательному отношению родных или жертвенной чуткости друзей.
Ариадна Александровна АРЕНДТ (1906–1997). Выдающийся скульптор. Родилась в Симферополе в семье врачей. Ее прадед Андрей Федорович, брат лейб-медика Николая Федоровича Арендта, поселился в Крыму двести лет назад. Училась в Симферопольской гимназии, в 1923–1926 — в Симферопольском техникуме изобразительных искусств. В 1928 поступила в Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в Москве, после его расформирования (1930) и в связи с переводом отделений живописи и скульптуры в Ленинград, в Академию художеств, продолжила учебу там, во вновь созданном Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Окончила его в 1932. Создала более 70 портретов, десятки композиций, жанровых, декоративных и графических работ. Ее произведения находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее и во многих других музеях России и за рубежом.
Сергей Михайлович ЭЙЗЕНШТЕЙН (1898–1948). Режиссер, художник, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939). С 1920 в Москве работал заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссерских мастерских. В 1921–1922 учился в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда. Первая самостоятельная работа — спектакль «Мудрец» по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) — агитобозрение с элементами цирка и мюзик-холла. В 1924 пришел работать в кино. Поставил фильмы: «Стачка» (1925), «Броненосец “Потемкин”» (1925), «Октябрь» (1927, совместно с Г. В. Александровым), «Александр Невский» (1938). Этапом в развитии исторического фильма стала кинотрагедия «Иван Грозный» (первая серия — 1945, вторая серия — выпуск 1958). В 1940 поставил оперу «Валькирия» Р. Вагнера в Большом театре. С 1932 преподавал во ВГИКе (с 1937 — профессор). Уже после смерти Эйзенштейна были выставлены и опубликованы его рисунки, обнаружившие в нем яркий талант выдающегося графика.
Оттон (Олег) Васильевич ЭНГЕЛЬС (1880 — 194?). Родился в Москве. Был учеником Фёдора Рерберга. Член товарищества московских художников, участвовал в его выставках с 1913 по 1924. Член Союза русских граверов. С 1925 по 1928 показывал свои рисунки на выставках «Искусство движения»; в 1929 созданные им экслибрисы демонстрировались на выставке произведений советских художников в Лос-Анджелесе (США). В это же время активно сотрудничал с «Кореологической лабораторией», которая была создана в качестве «эксперимента» Российской Академией художественных наук. Уделял внимание изображению обнаженного тела в традиции свободного танца. Выразительная техника, точность в показе движений человека, эмоций танцоров и их характерных особенностей отличают все его рисунки. После закрытия Российской Академии художественных наук в 1930 году Оттон Энгельс был арестован (есть предположения, что арест был связан с делом участников так называемого антисоветского заговора составителей русско-немецкого словаря) и погиб в сталинских лагерях.
Борис Георгиевич КНОБЛОК (1903–1984). Известный театральный художник, выдающийся график, лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился в Москве в семье банковского служащего. Род Кноблоков известен в Саксонии с 1470, в России его предки обосновались в ХVIII веке. Мать Б. Кноблока — Надежда Генриховна, урожденная Симис, была дочерью состоятельного портного. В 1913 Борис поступил в гимназию, которую из-за событий Первой мировой войны и революций 1917 года окончил только в 1919. В 1920–1926 учился в частной школе — студии В. Н. Яковлева и П. М. Шухмина. В 1927–1933 служил в Красной Армии в Первой отдельной кавалерийской бригаде. В 1934–1937 был главным художником Реалистического театра, которым руководил режиссер Н. П. Охлопков. В 1938 оформил спектакль «Кочубей» А. Первенцева и Н. Охлопкова в Московском Камерном театре. В 1941–1944 Борис Кноблок — главный художник Малого театра. Работал как художник кино («Светлый путь» Г. В. Александрова, 1940) В 1948–1963 — главный художник Центрального детского театра. Оформил ряд эстрадных спектаклей и представлений, был главным художником при подготовке и проведении VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957.
Андрей Борисович КНОБЛОК (род. 1938) Родился в Москве. В 1963 окончил факультет живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Работал художником-постановщиком в театрах Москвы, Петрозаводска, Казани и других городов. Член МСХ с 1966. В 1989 присвоено звание Заслуженного деятеля искусств России. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев в России и за рубежом.
Выставка работает 11–21 сентября в Государственном выставочном зале «На Солянке»: Москва, ул. Солянка, ½, тел.: (495) 921–55–72.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080910_solianka_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080910_solianka_gallery.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.