Последний мастер русского авангарда Моисей Фейгин
26 августа в Центральном доме художника открывается посмертная выставка, посвященная 105-летию русского живописца, участника объединения «Бубновый валет» Моисея Фейгина
«Главное — это постоянное желание создавать новое». Эти слова стали девизом для московского живописца Моисея Фейгина. Последний из участников легендарного художественного объединения «Бубновый валет» в 2007 году был занесен в книгу рекордов Гиннесса как «самый старый работающий профессиональный художник». В мае этого года мастера не стало. Он ушел на 104-м году жизни.
До последнего дня Фейгин не прекращал работать и не утратил веру в то, что «живопись растет в борьбе». Его максимализм порой вызывал улыбки, но в своей борьбе со Временем художник победил и остался в истории как последний представитель не только эстетической, но и мировоззренческой позиции русского авангарда. На этой неделе в Центральном доме художника открывается посмертная ретроспектива работ Моисея Фейгина, рассказывают
Пока Моисей Фейгин работал в своей мастерской, традиция русского авангарда продолжалась. Единственный из учеников ВХУТЕМАСа и участников художественной группы «Бубновый валет», он встретил XXI век, не выпуская кисти из рук. «Во ВХУТЕМАСе его учителями были Александр Осмеркин, прививший ему любовь к сезаннизму, и Любовь Попова, благодаря которой он полюбил абстрактное искусство», — рассказывает искусствовед Владимир Прохоров.
В группу «Бубновый валет» Моисей Фейгин попал уже на исходе ее существования и стал последним учеником Петра Кончаловского, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. «Рассказывал, как он с Лентуловым женщин кадрил. Лентулов напивался пьян: «Идите и не отходите от них», — вспоминает внук художника Леонид Фейгин.
Когда его учителей обвинили в формализме и сжили со света, Моисей Фейгин, не смущаясь, писал портреты вождей до самой пенсии. Победа его заключалась в том, что после пенсии он был готов трудиться еще сорок лет. «Когда хоть немного стало можно, и свой авангард дедушка строил сам. Это не семейная традиция авангарда. Все создавал заново», — рассказывает Леонид Фейгин.
Самые авангардные свои работы мастер написал, когда ему было уже больше ста лет. «В поздних работах он больше тяготел к Машкову. [Об этом свидетельствуют] напряженность и активное использование черного цвета», — отмечает Владимир Прохоров.
Любимые персонажи Моисея Фейгина — Чаплин, Христос, Ленин, Смерть, Дон Кихот, циркачи, арлекины и маленький художник (он сам). Любимые сюжеты художника — Распятие и Смерть.
Отсутствие страха смерти и любовь к настоящему моменту — возможно, в этом и заключался секрет долголетия Моисея Фейгина. «Все старался делать в один день, в один момент», — говорит внук художника. «Он был независимый художник, одинокая фигура в море авангарда», — добавляет Владимир Прохоров.
Свобода, обретенная в старости, превратила живопись Моисея Фейгина в своеобразную капсулу времени, в которой дух русского авангарда сохранился до наших дней.
Выставка продлится до 11 сентября.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080826_moisei_feigin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080826_moisei_feigin.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.