Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920–1970-е
Выставочный зал Третьяковской галереи в Толмачах представляет живопись и графику Валентина Окорокова (1891–1974) из музейных собраний и частных коллекций, тем самым открывая публике и специалистам еще одно «забытое имя» живописца XX века
Трагический излом истории русского искусства ХХ века, разрыв в несколько десятилетий между первым и вторым авангардом особенно обострил проблему преемственности в художественной среде. Немногие уцелевшие корифеи левого искусства стали для художников последующих поколений живым доказательством того, что русский авангард, уничтоженный или упрятанный в провинциальные запасники, всё же существовал.
Выставочный зал в Толмачах открывает широкой публике и специалистам еще одно «забытое имя» живописца XX века — Валентина Михайловича Окорокова (1891–1974).
Валентин Окороков еще в бытность свою студентом Московского высшего технического училища (теперь МГТУ им. Н. Э. Баумана) пробовал себя в «левом» искусстве, тогда же ему посчастливилось познакомиться с Владимиром Татлиным. После третьего курса Окороков оставил учёбу и стал работать в его мастерской. «Пребывание в техническом ВУЗе не прошло даром: чертежные навыки, помноженные на личные способности, переросли в совершенное владение линией и формой» (В. Преображенская). С началом Первой мировой войны молодой художник был мобилизован и служил под командованием А. Колчака. Вернулся в Москву уже после революции. Татлин снова принял Окорокова в свою мастерскую, скрыв таким образом белогвардейский эпизод его жизни. Вскоре Татлин познакомил Окорокова с Александром Родченко и рекомендовал Валентину Михайловичу попрактиковаться в его мастерской. Окороков интересовался супрематизмом К. Малевича и был лично с ним знаком.
Рубеж 1910–1920-х годов в столице был периодом интенсивного общения творческой молодежи из многочисленных объединений из разных городов. Чувствуя себя носителем нового искусства, полный энтузиазма, Валентин Окороков вернулся на свою родину в Козлов. Художественная жизнь в городе существенно оживилась с тех пор, как он уехал. Основанная в 1918 году Сергеем Герасимовым «Коммуна творчества Козловских художников» вела просветительскую деятельность: читали лекции, организовывали музей. Окороков выступал вдохновителем и участником «левых» выставок. Отзывы о них в прессе, как хвалебные, так и критические, художник хранил в своем архиве. В это время он записывал и зарисовывал свои мысли по поводу композиции цвета.
Вскоре после женитьбы, в середине 1920-х годов, Окороков поселился в подмосковном Лианозово, окончил в Москве курсы художников-графиков и стал работать в «Учпедгизе». Однако вместо того, чтобы корпеть над книжными иллюстрациями, он создавал экспериментальные произведения, не только не приносившие никакого дохода, но и опасные. Работы 1930–1940-х годов никто, кроме самых близких друзей, не видел.
Много лет он был почти лишен общения с единомышленниками и в одиночестве создавал свой мир, свою философию. Если в 1920–1930-е годы Окороков разрабатывал характерные для того времени темы движения форм в безграничном пространстве, сверхскоростей, отрыва от земного притяжения, то теперь в беспредметном искусстве его увлекала возможность выхода через малое к великому, от микрокосмоса к Макрокосмосу, к открытию величия мысли, к откровению. Эти идеи оказались актуальными в 1950-е годы, когда при Горкоме графиков возникла Студия Э. Белютина. Валентин Окороков, вступив в нее в 1959 году, наконец оказался в той среде, которой ему так не хватало. Он, конечно, не был учеником. Скорее, в Студии он был звеном между прошлым и настоящим, между двумя авангардами. Студийцы устраивали просмотры его работ. Окороков близко сдружился с Люцианом Грибковым и Верой Преображенской, секретарем Студии, с которой был знаком с 1947 года. Именно ей мы обязаны сохранением большей части его наследия.
Обмен идеями, выставки, признание в профессиональной среде — все это было крайне важно и для самого художника. Период с 1959 по 1972 год был необычайно плодотворным. Балансируя между абстракцией и фигуративом, Окороков создавал тонкие цветовые композиции почти мистической глубины. Его работы экспонировались на выставках «Русский авангард» на Таганке и легендарной Манежной выставке 1962 года. Юбилейная персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской в 1966 году произвела большое впечатление на зрителей и коллег. В 1971 году Студия организовала еще одну выставку Окорокова в честь его 80-летия. После смерти художника просмотры его работ устраивались еще несколько раз. В 1974 и 1977 годах прошли его посмертные персональные выставки. Однако эти экспозиции всегда включали только работы последних лет, а раннее творчество оставалось в тени и о самом его существовании знали немногие.
Монографическая выставка Валентина Окорокова в Третьяковской галерее впервые показывает значительные произведения художника начиная с 1920-х годов до позднего периода единым блоком, раскрывая индивидуальные поиски большого мастера в области беспредметности.
К выставке издан иллюстрированный каталог, в который вошло около 200 произведений Окорокова, воспоминания о нем художников В. Преображенской и С. Некрасовой, статьи критиков
Выставка открыта с 27 июня по 3 августа 2008
Выставочный зал в Толмачах: Малый Толмачевский переулок, 6, строение 1
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080710_valentin_okorokov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080710_valentin_okorokov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.