Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920–1970-е
ARTinvestment.RU   10 июля 2008

Выставочный зал Третьяковской галереи в Толмачах представляет живопись и графику Валентина Окорокова (1891–1974) из музейных собраний и частных коллекций, тем самым открывая публике и специалистам еще одно «забытое имя» живописца XX века

Трагический излом истории русского искусства ХХ века, разрыв в несколько десятилетий между первым и вторым авангардом особенно обострил проблему преемственности в художественной среде. Немногие уцелевшие корифеи левого искусства стали для художников последующих поколений живым доказательством того, что русский авангард, уничтоженный или упрятанный в провинциальные запасники, всё же существовал.

Выставочный зал в Толмачах открывает широкой публике и специалистам еще одно «забытое имя» живописца XX века — Валентина Михайловича Окорокова (1891–1974).

Валентин Окороков еще в бытность свою студентом Московского высшего технического училища (теперь МГТУ им. Н. Э. Баумана) пробовал себя в «левом» искусстве, тогда же ему посчастливилось познакомиться с Владимиром Татлиным. После третьего курса Окороков оставил учёбу и стал работать в его мастерской. «Пребывание в техническом ВУЗе не прошло даром: чертежные навыки, помноженные на личные способности, переросли в совершенное владение линией и формой» (В. Преображенская). С началом Первой мировой войны молодой художник был мобилизован и служил под командованием А. Колчака. Вернулся в Москву уже после революции. Татлин снова принял Окорокова в свою мастерскую, скрыв таким образом белогвардейский эпизод его жизни. Вскоре Татлин познакомил Окорокова с Александром Родченко и рекомендовал Валентину Михайловичу попрактиковаться в его мастерской. Окороков интересовался супрематизмом К. Малевича и был лично с ним знаком.

Рубеж 1910–1920-х годов в столице был периодом интенсивного общения творческой молодежи из многочисленных объединений из разных городов. Чувствуя себя носителем нового искусства, полный энтузиазма, Валентин Окороков вернулся на свою родину в Козлов. Художественная жизнь в городе существенно оживилась с тех пор, как он уехал. Основанная в 1918 году Сергеем Герасимовым «Коммуна творчества Козловских художников» вела просветительскую деятельность: читали лекции, организовывали музей. Окороков выступал вдохновителем и участником «левых» выставок. Отзывы о них в прессе, как хвалебные, так и критические, художник хранил в своем архиве. В это время он записывал и зарисовывал свои мысли по поводу композиции цвета.

Вскоре после женитьбы, в середине 1920-х годов, Окороков поселился в подмосковном Лианозово, окончил в Москве курсы художников-графиков и стал работать в «Учпедгизе». Однако вместо того, чтобы корпеть над книжными иллюстрациями, он создавал экспериментальные произведения, не только не приносившие никакого дохода, но и опасные. Работы 1930–1940-х годов никто, кроме самых близких друзей, не видел.

Много лет он был почти лишен общения с единомышленниками и в одиночестве создавал свой мир, свою философию. Если в 1920–1930-е годы Окороков разрабатывал характерные для того времени темы движения форм в безграничном пространстве, сверхскоростей, отрыва от земного притяжения, то теперь в беспредметном искусстве его увлекала возможность выхода через малое к великому, от микрокосмоса к Макрокосмосу, к открытию величия мысли, к откровению. Эти идеи оказались актуальными в 1950-е годы, когда при Горкоме графиков возникла Студия Э. Белютина. Валентин Окороков, вступив в нее в 1959 году, наконец оказался в той среде, которой ему так не хватало. Он, конечно, не был учеником. Скорее, в Студии он был звеном между прошлым и настоящим, между двумя авангардами. Студийцы устраивали просмотры его работ. Окороков близко сдружился с Люцианом Грибковым и Верой Преображенской, секретарем Студии, с которой был знаком с 1947 года. Именно ей мы обязаны сохранением большей части его наследия.

Обмен идеями, выставки, признание в профессиональной среде — все это было крайне важно и для самого художника. Период с 1959 по 1972 год был необычайно плодотворным. Балансируя между абстракцией и фигуративом, Окороков создавал тонкие цветовые композиции почти мистической глубины. Его работы экспонировались на выставках «Русский авангард» на Таганке и легендарной Манежной выставке 1962 года. Юбилейная персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской в 1966 году произвела большое впечатление на зрителей и коллег. В 1971 году Студия организовала еще одну выставку Окорокова в честь его 80-летия. После смерти художника просмотры его работ устраивались еще несколько раз. В 1974 и 1977 годах прошли его посмертные персональные выставки. Однако эти экспозиции всегда включали только работы последних лет, а раннее творчество оставалось в тени и о самом его существовании знали немногие.

Монографическая выставка Валентина Окорокова в Третьяковской галерее впервые показывает значительные произведения художника начиная с 1920-х годов до позднего периода единым блоком, раскрывая индивидуальные поиски большого мастера в области беспредметности.

К выставке издан иллюстрированный каталог, в который вошло около 200 произведений Окорокова, воспоминания о нем художников В. Преображенской и С. Некрасовой, статьи критиков

Выставка открыта с 27 июня по 3 августа 2008

Выставочный зал в Толмачах: Малый Толмачевский переулок, 6, строение 1

Источник: www.tretyakovgallery.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080710_valentin_okorokov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080710_valentin_okorokov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх