Валентин Окороков. Предмет и вне предмета: 1920–1970-е
ARTinvestment.RU 10 июля 2008
Выставочный зал Третьяковской галереи в Толмачах представляет живопись и графику Валентина Окорокова (1891–1974) из музейных собраний и частных коллекций, тем самым открывая публике и специалистам еще одно «забытое имя» живописца XX века
Трагический излом истории русского искусства ХХ века, разрыв в несколько десятилетий между первым и вторым авангардом особенно обострил проблему преемственности в художественной среде. Немногие уцелевшие корифеи левого искусства стали для художников последующих поколений живым доказательством того, что русский авангард, уничтоженный или упрятанный в провинциальные запасники, всё же существовал.
Выставочный зал в Толмачах открывает широкой публике и специалистам еще одно «забытое имя» живописца XX века — Валентина Михайловича Окорокова (1891–1974).
Валентин Окороков еще в бытность свою студентом Московского высшего технического училища (теперь МГТУ им. Н. Э. Баумана) пробовал себя в «левом» искусстве, тогда же ему посчастливилось познакомиться с Владимиром Татлиным. После третьего курса Окороков оставил учёбу и стал работать в его мастерской. «Пребывание в техническом ВУЗе не прошло даром: чертежные навыки, помноженные на личные способности, переросли в совершенное владение линией и формой» (В. Преображенская). С началом Первой мировой войны молодой художник был мобилизован и служил под командованием А. Колчака. Вернулся в Москву уже после революции. Татлин снова принял Окорокова в свою мастерскую, скрыв таким образом белогвардейский эпизод его жизни. Вскоре Татлин познакомил Окорокова с Александром Родченко и рекомендовал Валентину Михайловичу попрактиковаться в его мастерской. Окороков интересовался супрематизмом К. Малевича и был лично с ним знаком.
Рубеж 1910–1920-х годов в столице был периодом интенсивного общения творческой молодежи из многочисленных объединений из разных городов. Чувствуя себя носителем нового искусства, полный энтузиазма, Валентин Окороков вернулся на свою родину в Козлов. Художественная жизнь в городе существенно оживилась с тех пор, как он уехал. Основанная в 1918 году Сергеем Герасимовым «Коммуна творчества Козловских художников» вела просветительскую деятельность: читали лекции, организовывали музей. Окороков выступал вдохновителем и участником «левых» выставок. Отзывы о них в прессе, как хвалебные, так и критические, художник хранил в своем архиве. В это время он записывал и зарисовывал свои мысли по поводу композиции цвета.
Вскоре после женитьбы, в середине 1920-х годов, Окороков поселился в подмосковном Лианозово, окончил в Москве курсы художников-графиков и стал работать в «Учпедгизе». Однако вместо того, чтобы корпеть над книжными иллюстрациями, он создавал экспериментальные произведения, не только не приносившие никакого дохода, но и опасные. Работы 1930–1940-х годов никто, кроме самых близких друзей, не видел.
Много лет он был почти лишен общения с единомышленниками и в одиночестве создавал свой мир, свою философию. Если в 1920–1930-е годы Окороков разрабатывал характерные для того времени темы движения форм в безграничном пространстве, сверхскоростей, отрыва от земного притяжения, то теперь в беспредметном искусстве его увлекала возможность выхода через малое к великому, от микрокосмоса к Макрокосмосу, к открытию величия мысли, к откровению. Эти идеи оказались актуальными в 1950-е годы, когда при Горкоме графиков возникла Студия Э. Белютина. Валентин Окороков, вступив в нее в 1959 году, наконец оказался в той среде, которой ему так не хватало. Он, конечно, не был учеником. Скорее, в Студии он был звеном между прошлым и настоящим, между двумя авангардами. Студийцы устраивали просмотры его работ. Окороков близко сдружился с Люцианом Грибковым и Верой Преображенской, секретарем Студии, с которой был знаком с 1947 года. Именно ей мы обязаны сохранением большей части его наследия.
Обмен идеями, выставки, признание в профессиональной среде — все это было крайне важно и для самого художника. Период с 1959 по 1972 год был необычайно плодотворным. Балансируя между абстракцией и фигуративом, Окороков создавал тонкие цветовые композиции почти мистической глубины. Его работы экспонировались на выставках «Русский авангард» на Таганке и легендарной Манежной выставке 1962 года. Юбилейная персональная выставка в Горкоме графиков на Малой Грузинской в 1966 году произвела большое впечатление на зрителей и коллег. В 1971 году Студия организовала еще одну выставку Окорокова в честь его 80-летия. После смерти художника просмотры его работ устраивались еще несколько раз. В 1974 и 1977 годах прошли его посмертные персональные выставки. Однако эти экспозиции всегда включали только работы последних лет, а раннее творчество оставалось в тени и о самом его существовании знали немногие.
Монографическая выставка Валентина Окорокова в Третьяковской галерее впервые показывает значительные произведения художника начиная с 1920-х годов до позднего периода единым блоком, раскрывая индивидуальные поиски большого мастера в области беспредметности.
К выставке издан иллюстрированный каталог, в который вошло около 200 произведений Окорокова, воспоминания о нем художников В. Преображенской и С. Некрасовой, статьи критиков
Выставка открыта с 27 июня по 3 августа 2008
Выставочный зал в Толмачах: Малый Толмачевский переулок, 6, строение 1
Источник:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080710_valentin_okorokov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080710_valentin_okorokov.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн