Art Investment

День рождения Аукциона AI. Чему научил первый год работы

За год аукцион AI провел 48 торгов, установил несколько персональных рекордов для творчества художников, занял чуть более 5 % аукционного рынка России в сегменте живописи и графики и стал аукционом № 1 в нашей стране по продажам шестидесятников

7 октября 2013-го стартовал первый Аукцион AI. Теперь, наверное, можно признаться, что хотя мы и думали о своем аукционе, но в запуске нашей торговой площадки был элемент спонтанности: нужно было оперативно протестировать технологическую платформу для другого проекта. Вот и протестировали.

Аукцион AI проработал уже год и провел 48 торгов, сейчас идут 49-е. За 12 месяцев наш аукцион установил несколько персональных рекордов для творчества художников, занял чуть более 5 % аукционного рынка России в сегменте живописи и графики в деньгах1, а также стал аукционом № 1 в нашей стране по продажам художников-шестидесятников2.

Впрочем, год — срок небольшой, не достаточный для того, чтобы говорить о достижениях и о собственных ноу-хау. Поэтому в свой первый день рожденья мы решили просто поделиться тем, чему научил нас первый год практической торговли. Который для понимания жизни оказался едва ли не более ценным, чем предшествующие 10 лет аналитической работы на арт-рынке.

Начнем с развенчания массовых мифов, которые сдерживают развитие арт-рынка в нашей стране. А именно:

Миф 1. Арт-рынка у нас нет. Для многих это уже превратилось в своего рода заклинание. Которое, словно война, все спишет. Любые бизнес-провалы. На самом деле правильнее было бы сказать, что арт-рынка по ценам 2008 года у нас больше нет. Сейчас мы имеем дело с рынком новых реалий. Зато при относительно правильных ценах спрос присутствует. Например, по статистике нашего аукциона-новичка, в среднем за год доля проданных лотов составила 47,7 %. Новых владельцев с одной лишь нашей помощью обрело более 370 предметов. Мы, честно говоря, думали, что процент будет даже больше. Но его подпортили сезонные колебания (мы не останавливали торги не лето) и несколько неудачных торгов.  

Миф 2. Искусство экономически недоступно большинству людей, его могут позволить себе только богачи. Это, извините за каламбур, тоже разговоры в пользу бедных. И вдобавок самое губительное среди заблуждений, сдерживающих арт-рынок. Источник этого мифа ясен: у всех на слуху многомиллионные рекорды, которые публикуют СМИ. Потому что миллионы за живопись — это яркий информационный повод. А в реальной жизни все куда демократичнее: 35 % лотов, проданных за год на Аукционе AI, стоили дешевле 100 000 рублей; 21 % — дешевле 39 000 рублей. Если и это тоже дорого, то есть еще 5,5 % лотов, которые были проданы за 15 000 рублей и дешевле.

Что касается богачей. Действительно, покупателями оказались люди с доходом заметно выше среднего, скажем, несколько сотен тысяч рублей в месяц. Но отнюдь не крезы. По «классовому составу» — предприниматели из медицинской сферы, функционеры сферы образования, люди, занятые в госсекторе, в судебной системе. Нефтяных магнатов среди покупателей не замечено. Покупают в первую очередь из коллекционных побуждений, хотя и не без оглядки на инвестиционный потенциал.

Миф 3. Покупатели на аукционах — стареющая аудитория, молодежь не покупает искусство. Наслушавшись мнений опытных галеристов, мы поначалу тоже так думали. Однако в нашем случае оказалось, что большинство покупателей представляют возрастную группу 25–50 лет. Коллекционеров до 30 лет действительно не много, но демографические риски для арт-бизнеса не стоит слишком переоценивать.

Миф 4. Искусство в Интернете не продается. Так по-прежнему считается. И тоже понятно почему: у многих ранее был неудачный опыт. Но Интернет-то тут как раз ни при чем. Это всего лишь технология продаж. А корень проблемы лежит в недоверии. Как быть уверенным, что у продавца предлагаемая картина реально есть в наличии? Как избежать проблем с подлинностью? Кто станет арбитром в спорной ситуации? Как вообще можно быть уверенным, что самая высокая ставка сделана серьезным человеком, а не интернет-хулиганом? И таких вопросов возникают десятки. Вот если аукционная структура справляется с решением этих вопросов и тем завоевывает доверие, то все остальное — дело техники и Интернета.

Миф 5. Если что-то и продается в Интернете, то только дешевое. На самом же деле вполне неплохо продаются в Интернете живопись, графика и скульптура ценой 300–500 тысяч рублей и вплоть до миллиона. А вот привлечь на интернет-торги произведения высшего ценового сегмента пока еще сложно, тут лед недоверия нужно продолжать топить. За прошедший год планку в один миллион на Аукционе AI преодолели лишь три работы: «Приморский пейзаж» Михаила Матюшина (2,5 миллиона рублей), «Букет цветов на темном фоне» Наталии Гончаровой (1,2 миллиона рублей) и «Восточная сцена» Александра Яковлева (1,1 миллион рублей). На четвертом месте с большим отрывом — «Николина гора» Анатолия Зверева (510 тысяч рублей).

Что еще было замечено необычного? Например, спрос на провенанс. Конечно, мы знали, что ключевыми факторами, способствующими продаже картин, являются экспертное заключение, аукционная история художника и провенанс. Заключение мы требуем всегда. Если у автора нет аукционной истории, его работы мы принимаем тоже лишь в исключительных случаях3. А вот роль провенанса мы склонны были скорее недооценивать. И зря. Оказалось, что принадлежность в прошлом к какой-то коллекции или даже отрывочные сведения об истории работы, у нас тоже могут являться решающими факторами, влияющими на решение о покупке. Коллекционерам важно услышать известную фамилию, чтобы утвердиться в своем решении.

Российский арт-рынок исторически пользуется репутацией лихого. Да и сейчас вспомните, на каком информационном фоне мы живем. Нам со всех сторон с удовольствием рассказывают о подделках, судах, тяжбах, скандалах, липовых экспертных заключениях, об экспертах-мошенниках и мутных личностях. На поверку же оказывается, что в практической коммерции вменяемых людей — большинство. Сдатчики в массе своей — реалистичные люди, склонные идти навстречу ожиданиям покупателей. Да и на большинство покупателей грех жаловаться. Так, пресловутая проблема электронного хулиганства (ложные ставки из недобросовестных побуждений) оказалась минимальной. Случаи же, когда выигравшие лот покупатели отказывались от оплаты, по итогам года можно пересчитать по пальцам одной руки. То есть эта проблема тоже оказалась преувеличенной. Как бы пафосно это ни звучало, но наш арт-мир оказался гораздо лучше и интереснее, чем принято считать. И это, пожалуй, главное, чему научил нас первый год работы. Спасибо, что работаете и зарабатываете с нами.

1 Сравнение производится с суммарными продажами живописи, графики и скульптуры на аукционах России в 2013 году.

2 По количеству продаваемых за год произведений художников-шестидесятников на аукционах России.

3 Увы, отсутствие предшествующих продаж по-прежнему порождает замкнутый круг: аукцион не может брать на себя миссию по первоначальному продвижению художника.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20141007_ai_one_year.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20141007_ai_one_year.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».